Английские 9,2-дюймовые ж/д пушки Mk 10 и Mk 13

9,2-дюймовое ж/д орудие выполняет практические стрельбы в школе железнодорожной артиллерии в Каттерике. Станина типа Mk5; видны цепи, ограничивающие дистанцию отката.

9,2-дюймовое ж/д орудие выполняет практические стрельбы в школе железнодорожной артиллерии в Каттерике. Станина типа Mk5; видны цепи, ограничивающие дистанцию отката.

Когда в 1915 году армии Великобритании потребовались железнодорожные орудия, выбор сразу пал на хорошо показавшую себя 9,2-дюймовую пушку береговой обороны. Для нее имелись не только готовые производственные мощности, но и надежные поставщики снарядов. И, что было более важным в тот период, на службе было достаточно опытных артиллеристов, хорошо знакомых с этим орудием и всеми его особенностями и недостатками. К сожалению, срочность практической реализации проекта привела к появлению большого количества импровизированных сочетаний орудия со станиной. По окончании Первой мировой войны весь парк 9,2-мм железнодорожных орудий пришлось ревизовать, чтобы упорядочить их парк. В результате для дальнейшей службы была оставлена только 9,2-дюймовая пушка Mk 13 на установочной ж/д платформе Mk 4. Эта установка сильно отличалась от своего прототипа — берегового орудия, установленного на плоскую ж/д платформу.

Во-первых, Mk 13 была специально модифицирована для установки на ж/д платформе и, во- вторых, имела высокие боевые характеристики для оружия своего типа. Платформа имела по три оси спереди и сзади, служа опорой для плоской стальной площадки, в центре которой был смонтирован большой поворотный стол. На нем располагалась собственно станина орудия и огневая платформа. Как и в аналогичных конструкциях, огневая платформа для расчета доходила до заднего края казенника. На ней был смонтирован кран для подъема тяжелых снарядов с уровня земли до затвора. Огневая платформа разворачивалась на 360· вместе с орудием, но для обеспечения дополнительной устойчивости при стрельбе на землю с каждой стороны платформы могли опускаться по две опорные лапы-укосины. В период между войнами 9,2-дюймовыеж/д орудия практически не использовались, если не считать чисто показательной стрельбы по случаю торжественных событий. Большинство орудий было покрыто консервационной смазкой, упаковано и помещено на хранение в разных уголках страны.

9,2-дюймовая гаубица в ходе боевых действий на своем штатном полевом лафете, 1917 год, Преимущества установки таких тяжелых орудий на ж/д платформе били очевидны.

9,2-дюймовая гаубица в ходе боевых действий на своем штатном полевом лафете, 1917 год, Преимущества установки таких тяжелых орудий на ж/д платформе били очевидны.

Поэтому, когда в 1939 году разразилась война, никто сначала не представлял, где же находятся все эти орудия. К началу 1940 года специальные поисковые группы нашли достаточное количество орудий для оснащения реформированной школы железнодорожной артиллерии в Каттерике. Это заведение было укомплектовано преподавательским составом из бывших ж/д артиллеристов Первой мировой войны. Так удалось укомплектовать расчеты и все необходимое снаряжение для двух установок с ж/д орудиями, которые и были посланы во Францию для поддержки Британского экспедиционного корпуса. Но боеприпасов для них не было.

В итоге оба орудия  были захвачены немцами близ Дюнкерка в мае 1940 г. После Дюнкерка железнодорожные 9,2- дюймовые орудия были направлены на юг, в район Дувра, где в течение последующих лет они входили в состав мобильной обороны на случай германского вторжения. Время от времени они выполняли показательные стрельбы, производя впечатление на высокопоставленных визитеров. К 1944 году 9,2-дюймовые орудия были выведены из активной службы и в скором времени отправлены на переплавку.

Технические характеристики

Британское 9,2-дюймовое ж/д 

орудие

Масса общая: 88 400 кг

Калибр точный: 233,7 мм

Масса снаряда: 172,4 кг

Длина ствола: 8,51 м

Максимальная дальность

стрельбы: 20 665 м

 

Читайте далее : Английские 12-дюймовые ж/д гаубицы Mk1 ,Mk3 и Mk5

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше