Многоцелевое зенитное орудие «Флакфиерлинг 38»

Малокалиберные зенитные установки оставались востребованными на протяжении всей Второй мировой войны.

Но поскольку поразить цель они могли только за счет увеличения числа попадающих в нее снарядов, а любое повышение скорострельности было в большинстве случаев сопряжено с серьезными конструктивными изменениями, то огневую мощь можно было повысить, только увеличив число стволов, ведущих стрельбу с одной установки. Яркой иллюстрацией такого подхода является замена одноствольной 20-мм «Флак 38» четырехствольной «Флакфиерлинг 38», представляющей реальную угрозу тактической авиации союзников. 3адуманная как средство пво, «Флак 38» также использовалась как противотанковое оружие (на снимке) и с успехом применялась против легкобронированной техники.

Некоторые из них имели по три тяжелые батареи, оснащенные 88-мм зенитными установками «Флак 18» или «Флак 36» и три легкие батареи (с четырехствольной установкой «Флакфиерлинг 38» на вооружении у одной из них). Дивизион насчитывал до 1350 солдат и офицеров, 339 автомашин, 38 мотоциклов, 12 прожекторов, двенадцать 88-мм орудий и 4 легких зенитных установок.

Некоторые батальоны состояли исключитeльнo из легких зенитных батарей.

Они насчитывали до 800 человек личного состава и включали три легкие зенитные батареи. Эти легкие войсковые группировки получили большое распространение и, имея собственную систему снабжения, в значительно меньшей степени нуждались в материально-тыловом обеспечении, чем более крупные формирования.

Подобную систему снабжения имели и смешанные дивизионы, но обеспечивала она, как правило, батареи тяжелой артиллерии.

37-мм "Флак 36" установлена на полугусеничной машине "Миттлерер зугкрафтваген 8t". Установка стоит на боевом посту в Италии, сентябрь 1943 года. Некоторые машины, вооруженные "Флак 36", имели бронированную кабину водителя и возили прицеп с дополнительным комплектом боеприпасов.

37-мм "Флак 36" установлена на полугусеничной машине "Миттлерер зугкрафтваген 8t". Установка стоит на боевом посту в Италии, сентябрь 1943 года. Некоторые машины, вооруженные "Флак 36", имели бронированную кабину водителя и возили прицеп с дополнительным комплектом боеприпасов.

Управление легкими дивизионами осуществлялось дивизионным штабом и командным взводом. Обороняющийся собственными силами взвод не имел на вооружении штатных средств пво.

Организационно-штатная структура

Каждая из трех батарей имела по четыре взвода. Теоретически после 1941-1942 годов один из четырех взводов оснащался «Флакфиерлинг 38», на вооружении остальных трех состояли одноствольные «Флак 30» или «Флак 38». В каждом взводе было по три орудия. Каждая батарея должна была иметь шесть офицеров, 65 сержантов и старшин и 139 военнослужащих других категорий, а также 58 автомашин и 5 мотоциклов.

На практике редко удавалось довести количество личного состава и вооружения до требуемого уровня. Повсеместная нехватка автотранспорта выявила одну из самых слабых сторон сухопутных войск в оперативно-тактическом отношении.

Колонны автомашин перевозили предметы снабжения артиллерийского дивизиона: резервы боеприпасов, запасные части к технике, провиант и другое материальное обеспечение. Передвижные мастерские предназначались для поддержания боевой и автомобильнойтехники в рабочем состоянии. Такие колонны материального обеспечения давали батареям возможность в течение нескольких дней оставаться на поле боя.

Личный состав подразделений легкой зенитной артиллерии проходил обучение в школах, разбросанных по всей Германии

Во многих школахиспользовалось устаревшее оборудование, так как большая часть современного вооружения предназначалась для фронта. Поэтому многие расчеты отрабатывали навыки на 20-мм «Флак 28» и «Флак 29», закупленных еще в начальный период перевооружения германской армии.

Основной акцент делался на слаженность в действиях персонала. Солдаты должны были уметь быстро заменять магазины у каждого орудия. Другой задачей расчета была укладка боеприпасов в магазины. Тщательно обучены были наводчики и дальномерщики, однако с появлением ручных стереоскопических дальномеров роль этих специалистов снизилась.

Кроме того, наводчики увидели, что меченые элементы снарядов дают более четкое целеуказание,нежели выкрикиваемые инстpyкции дальномерщиков, и к середине 1944 года эта должность была упразднена.

Небольшие и легкие «Флак 30» и «Флак 3В» перевозились в металлическом тубусе-прицепе, сконструированном таким образом, чтобы его спуск на землю и подъем требовали минимальных усилий со стороны орудийного расчета. По прибытии на боевую позицию орудие устанавливалось на низкую ровную платформу, положение которой можно было регулировать по высоте при помощи регулируемых опор.

Ранний образец "Миттлерер зугкрафтваген 8t" с 20-мм установкой "Флакфиерлинг 38" в глубине территории Советского Союза, конец 1941 года. Машина везет за собой прицеп с дополнительным комплектом боеприпасов, личным обмундированием и снаряжением расчета, предметами ежедневного снабжения и запасами топлива для машины.

Ранний образец "Миттлерер зугкрафтваген 8t" с 20-мм установкой "Флакфиерлинг 38" в глубине территории Советского Союза, конец 1941 года. Машина везет за собой прицеп с дополнительным комплектом боеприпасов, личным обмундированием и снаряжением расчета, предметами ежедневного снабжения и запасами топлива для машины.

Читайте далее : Управление огнем зенитной артиллерии во Второй мировой войне

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше