Тяжелая артиллерия Второй мировой войны

Тяжелая 149-мм полевая гаубица К4 (обр. 1937 года концерна «Шкода») Тяжелая 149-мм полевая гаубица К4 (обр. 1937 года концерна «Шкода»). В начале 30-х годов концерн «Шкода» из г. Пльзень в Чехословакии был способен проектировать, разрабатывать и производить самое современное артиллерийское вооружение, не имевшее ничего общего с моделями, составлявшими основу его продукции в Первую мировую войну. В 1933 году появилась серия 149-мм гаубиц, первой из которых стала К1 или обр. 1933 года, целиком отправившаяся на экспорт в Турцию, Югославию и Румынию. 149-мм гаубица К1 была полностью сконструирована из современных деталей и имела тяжелую раздвоенную станину. Она могла буксироваться с помощью конской или механической тяги. Но при буксировке ствол орудия должен был сниматься и транспортироваться как отдельный груз..
Тяжелая 220-мм гаубица концерна «Шкода» Тяжелая 220-мм гаубица концерна «Шкода». Параллельно с гаубицей обр. 37 совершенно новой конструкции использовались прототипы прежней 220-мм «Шкоды» периода Первой мировой войны. В то время по выпуску тяжелого оружия «Шкода» уступала в Европе только концерну «Крупп», а по его боевой эффективности была первой. И после обретения Чехословакией независимости в 1918 году производство классических гаубиц возобновилось. Хорошо себя показавшие в Первой мировой войне сверхмощные орудия были тяжелы при перевозке, имели низкую скорострельность и были дорогостоящими в эксплуатации. Армиям новых независимых государств нужны были более легкие орудия…
105-мм полевые пушки К 18 и К 18/40 105-мм полевые пушки К-18 и К-18/40. В числе требований к новому артиллерийскому парку Германии, призванному восполнить потери орудий в Первой мировой войне, была целесообразность применения дальнобойных орудий в составе корпусов, а не полевых артиллерийских батарей. Именно этот проект был задан Генштабом тогда еще подпольной германской оборонной промышленности. И в 1926 году концерны «Крупп» И «Рейнметалл» представили опытные образцы такого орудия, а в 1930 году-первые производственные прототипы 1О5-мм гаубицы К 18. В результате проведения ряда исследований и испытаний 1О5-мм гаубица К 18 имела ствол производства «Рейнметалл » на станине концерна «Крупп»..
Тяжелая полевая гаубица sFH 18 Тяжелая полевая гаубица sFH 18. Основными оружейными концернами, производящими артиллерийские орудия, в Германии с начала XX века были «Крупп» и «Рейнметалл». Они благополучно, без разрушения производственного комплекса, пережили Первую мировую войну, чего нельзя было сказать об их рынках. В 20-е годы велись перспективные исследования, и к приходу в 1933 году к власти нацистов новые проекты были готовы. Причем новая власть приглашала на каждый конкурс оба концерна. Но перед заказчиком возникли сложности в выборе лучшего проекта, так как представленные прототипы обеих компаний соответствовали всем требованиям.
Тяжелая 150-мм полевая пушка К 18. Орудие береговой обороны Тяжелая 150-мм полевая пушка К-18. Орудие береговой обороны. Когда в 1933 году вермахту потребовалась новая тяжелая пушка для дивизионной артиллерии, выиграл проект концерна «Рейнметалл». Используя уже разработанную станину 150-мм гаубицы sFH 18, он предложил пушку, обладавшую самой большой на тот момент дальнобойностью в мире — 24500 м (26.800 ярдов). Сразу новая гаубица не пошла в производство, так как на то время основное внимание немецкой промышленности было уделено выпуску тяжелых гаубиц sFH 18. Серийное производство 150-мм пушки (150-мм К18) началось только в 1938 году. Поступившая на вооружение германских войск15-см пушка К18 полностью удовлетворяла условиям современного боя по своим тактическим характеристикам..
Тяжелая полевая пушка К 39. Орудие береговой обороны Тяжелая полевая пушка К-39. Орудие береговой обороны. К обладанию орудием, ставшим впоследствии известным как 150-мм пушка К39, немцы пришли несколько окольным путем. Поначалу, в конце 1930-х, пушка была сконструирована концерном «Круппа» в Эссене и предназначалась для одного из их традиционных заказчиков — Турции. Новое орудие изначально было спроектировано, как двух целевое, чтобы быть одновременно и полевой пушкой, и береговым оборонительным орудием. С этой целью ему была придана раздвоенная станина и — инновация для того времени — съемный поворотный стол, дававший возможность делать угол горизонтального наведения в 360 градусов, что было особенно важным при обороне береговой полосы. Две из числа заказанных пушек были готовы к 1939 году.
170-мм тяжелые гаубицы К 18 и 21-см Mrs 18 170-мм тяжелые гаубицы К-18 и 21-см Mrs 18. В области проектирования артиллерии во время обеих мировых войн безусловным лидером считается концерн «Крупп» из Эссена. Именно он разработал знаменитые орудия Второй мировой войны. Одной из новинок была станина с «двойным гашением отката». Усилия отката сначала воспринимались обычным механизмом тормоза, а затем станиной, скользящей назад на рельсовых направляющих, закрепленных на лафете. Эти усилия гасились практически без смещения относительно земли, что повышало точность стрельбы. «Крупп» впервые использовал огневую платформу, на которой ствол мог поворачиваться вместе со станиной.
Немецкие сверхтяжелые орудия К 3 и Н М.1 Немецкие сверхтяжелые орудия К-3 и Н М.1. В 1935 году «Рейнметалл» начал проектирование тяжелого дальнобойного орудия, стреляющего тяжелым снарядом дальнего радиуса действия, что являлось официальном заказом военного командования немецкой армии. В1938 году были выпущены первые образцы немецкого сверхтяжелого 240-мм орудия К 3. Его массивная станина с «двойным гашением отката» была закреплена на огневом столе, способном разворачиваться на 360°. Угол вертикального наведения стола составлял 56° и позволял вести огонь по самым мощным укреплениям, обеспечивая наибольшую эффективность огня. Конструкция данного орудия была оснащена новейшими разработками.
Тяжелая итальянская гаубица 210/22 образца 1935 года Тяжелая итальянская гаубица 210/22 образца 1935 года. В конце 30-х годов итальянская армия предприняла попытку полностью обновить свой артиллерийский парк. Следует отметить, что на тот момент весь артиллерийский парк итальянской армии скорее был похож на музей артиллерийских экспонатов, нежели чем на орудия боевой артиллерии. Были выбраны орудия, отличающиеся современной и хорошо разработанной конструкцией, а именно: 149-мм пушка и 210-мм гаубица. Гаубица была спроектирована и разработана военной организацией СТАМ (STAM). Однако непосредственно производством данного орудия занималась компания «Ансальдо». Орудие именовалось следующим образом: 210-мм гаубица обр.35. Следует подчеркнуть, что прототип данной модели был создан еще в 1935 году.
152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20) 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20). 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20, индекс ГАУ — 52-Г-544А) — советская гаубица-пушка периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны — СУ-152 и ИСУ-152. По мнению некоторых артиллерийских экспертов, МЛ-20 входит в число лучших конструкций..
152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1) 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1). В 1941 году на вооружении Красной Армии стояло много высокоствольных 152- мм гаубиц обр. 1930 года несмотря на проведенную модернизацию, которая, в целом. затронула не только данный тип орудий, им не хватало дальности стрельбы. Позже появилось общее представление о том, ЧТО эти гаубицы должны быть заменены, и необходимо разработать новый тип орудия данного класса. Данная замена произошла в 1938 году. Так, в 1938 году появилась совершенно новая модель , имевшая длинный 152-мм ствол И новую прочную станину. Гаубица М-1О ( полевая гаубица 1938 года ), выпускаемая заводами в Перми и Воткинске, стала знаменитым..
Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4 Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4. Самое тяжелое из советских полевых орудий Второй мировой войны, 203-мм гаубица образца 1931 года имела обозначение В-4. Это было очень мощное орудие. Однако основным недостатком этой гаубицы была очень большая масса. Гаубица была в числе немногих орудий, установленных на гусеничное тракторное шасси, в больших количествах выпускаемое в стране в 20-х и 30-х годах. Результатом того, что данная гаубица была поставлена на гусеничное тракторное шасси, была общая политика советского руководства 20-х — 30-х годов, направленная на развитие тракторных заводов, поэтому использование тракторных..
Средняя 4,5-дюймовая пушка Мк 2 Средняя 4,5-дюймовая пушка Мк 2. К концу 30-х годов, Главный штаб артиллерии Великобритании решил обновить парк средних полевых пушек. На тот момент времени стало очевидно, что те орудия, которые имелись в арсенале британской артиллерии, либо устарели, либо не соответствовали необходимым стандартам, выдвигаемым командованием британской артиллерией. К рассмотрению была принята новая 4,5-дюймовая пушка, имеющая ту же станину, что и проектируемая 5,5-дюймовая гаубица. Главным образом, данная пушка отвечала основному требованию того времени — дальность стрельбы. Так, расчетная дальность составляла 18290 м.
Тяжелые 7,2-дюймовые гаубицы Мк I-V и Мк VI Тяжелые 7,2-дюймовые гаубицы Мк I-V и Мк VI. Между Первой и Второй мировыми войнами Великобритания не уделяла должного внимания развитию артиллерии. И когда в 1940 году возникла необходимость в тяжелых орудиях, в наличии были только оставшиеся с Первой мировой войны 8-дюймовые гаубицы с низкой дальнобойностью. В качестве временной меры было решено сменить лейнер в стволах с 8-дюймового на 7,2-дюймовый, поставить имеющиеся станины на колеса с пневматическими шинами и разработать новую серию снарядов. Так появилась 7,2-дюймовая гаубица.Следует отметить, что отчасти, при смене 8-дюймовой гаубицы на новое орудие, некоторые проблемные вопросы были решены.
 Тяжелая 240-мм гаубица M1 Тяжелая 240-мм гаубица M1. В 1939 году армия США вернулась к проекту создания 203-мм пушки и 240-мм гаубицы на единой станине. Следует подчеркнуть, что изначально данный проект был разработан сразу после окончания Первой мировой войны, в 1919 году. Однако на тот момент времени было решено не начинать производство данного орудия. Первые пушки появились только в 1944 году, а выпуск менее сложных в производстве гаубиц начался уже в мае 1943 года. 240-мм гаубица М1 была массивным орудием на увеличенной станине 155-мм пушки М1.
 Тяжелая 155-мм пушка М1 Тяжелая 155-мм пушка М1. Вступая в войну в апреле 1917 года, армия США имела недостаточное количество единиц тяжелой артиллерии и была вынуждена получить ее от союзников. Среди орудий различного типа была и французская 155-мм пушка GPF. Имея одну из лучших пушек того времени, в 20-е годы американские конструкторы стремились усовершенствовать орудие и станину, предлагая опытные образцы. К концу 30-х годов появилась новая конструкция. Это был ствол от GPF, модифицированный под механизм затвора конструкции «Эсбери». Модель была запущена в серию как 155-мм пушка М1 на станине М1 на нескольких оружейных заводах США начался ее серийный выпуск.
Тяжелая 8-дюймовая гаубица M1 Тяжелая 8-дюймовая гаубица M1. После вступления в Первую мировую среди тяжелых орудий, полученных армией США, были и британские 8-дюймовые гаубицы Mk VII и VIII, которые впоследствии начали выпускаться в США по заказу Великобритании. Армия США заинтересовалась этим высокоточным орудием и решила наладить производство собственной модели после 1918 года под эгидой Совета Вестервельта, который также рекомендовал принять на вооружение 155-мм пушки М1. При этом гаубица и пушка должны были бы иметь одну станину, М1 Несмотря на рекомендации, представленные Советом Вестервельта..

 

Выше