Тяжелая 203-мм гаубица образца 1937 года Б-4

203-мм гаубица М 1931 оставалась на вооружении Советской Армии до начала 80-х годов, но уже без самоходного шасси Немцы охотно применили их против сил союзников в Италии и северо-западной Европе.

203-мм гаубица М 1931 оставалась на вооружении Советской Армии до начала 80-х годов, но уже без самоходного шасси Немцы охотно применили их против сил союзников в Италии и северо-западной Европе.

Самое тяжелое из советских полевых орудий Второй мировой войны, 203-мм гаубица образца 1931 года имела обозначение В-4. Это было очень мощное орудие. Однако основным недостатком этой гаубицы была очень большая масса. Гаубица была в числе немногих орудий, установленных на гусеничное тракторное шасси, в больших количествах выпускаемое в стране в 20-х и 30-х годах. Результатом того, что данная гаубица была поставлена на гусеничное тракторное шасси, была общая политика советского руководства 20-х — 30-х годов, направленная на развитие тракторных заводов, поэтому использование тракторных гусениц являлось лишь мерой экономической политики государства. И поэтому, в отличие от других тяжелых орудий, гаубица образца 1931 года могла пройти по мягким или заболоченным почвам.

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)

Это было очень важным преимуществом данной модели над другими модификациями, учитывая тот факт, что данное орудие обладало огромной массой. При коротких переходах гаубица разбиралась на два узла. Однако при больших переходах ее приходилось разбирать на шесть узлов и перевозить на прицепах тяжелыми тракторами со скоростью не более 15 км/час. Некоторые модификации данной модели могли при транспортировке разбираться на пять узлов. В целом, существовало шесть различных вариантов модели образца 1931 года. Все модификации использовали гусеничное тракторное шасси. Однако отличались способом буксировки.

В бою

Для обыкновенных солдат разнообразие модификаций, созданных советской военной промышленностью, не играло никакого значения, так как основные характеристики данного орудия оставались на одном уровне, без изменений. Как уже упоминалось, данное орудие являлось довольно тяжелым. Скорострельность гаубицы составляла один выстрел в четыре минуты. Несмотря на тот факт, что скорострельность стрельбы гаубицы, без всякого сомнения, можно было увеличить. Тем не менее, это позволяло вести мощный заградительный огонь. Используя 100-кг снаряд, гаубица также с успехом применялась против мощных укреплений противника.

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

Сложность перевозки орудия привела к тому , что большое количество гаубиц обр. 1931 было захвачено немцами в начале войны, и широко применялись как 203-мм Н 503(г). Следует отметить, что немецкая артиллерия крайне ощущала недостаток орудий в частях тяжелой артиллерии. Поэтому немецкие артиллерийские части пытались использовать как можно больше советских орудий. Главным образом, эти орудия использовались на территории Советского Союза. Также гаубицы применялись немецкими частями в Италии и Западной Европе.

На вооружении после 1945 год

После окончания Второй мировой войны данное орудие было снято с вооружения советской армии. Однако позже вновь было поставлено в строй. Таким образом, гаубица обр. 1931 оставалась на вооружении Советской Армии до начала 80-х годов. Гусеничное шасси сменило колесное, а в середине 70-х годов оно было заменено самоходной установкой 257 (М-1975).

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939—1940 годов. На 1 марта 1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили её «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры). К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, а от промышленности поступило 105 гаубиц. После начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они вступили в конце 1942 г., когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. В ходе ожесточённых боёв несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 г. на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

В Красной Армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК. Гаубицы Б-4 успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах. Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза. В ночь на 9 июня 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи потащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу. Когда все стихло, лишь 1200 м отделяли замаскированные орудия от цели — гигантского дота. Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнём фланговых дзотов, — это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только забрезжил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать. Наиболее оригинальным способом использования гаубиц Б-4 стали бои под Курском. В районе северо-восточнее станции Поныри была обнаружена немецкая самоходка «Фердинанд», которая была разрушена попаданием в крышу 203-мм снаряда гаубицы Б-4.

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

Тяжелая 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

Технические характеристики

Гаубица обр. 1931 года 

Калибр: 203 мм

Угол горизонтального наведения: 8°

Длина общая: 5,087 м

Начальная скорость снаряда: 607м/с

Масса: в боегoтовом положении

17 700 кг

Максимальная дальность стрельбы: 18 025 м

Угол вертикальной наводки: 0° …+60°

Масса снаряда: 100 кг

 

Читайте далее : Средняя 4,5-дюймовая пушка Mk 2

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше