132-мм ракета М-13

Поставляемые на фронт в обстановке строжайшей секретности, первые советские ракетные установки прошли проверку боем 7 июля 1941 года. Называемые в целях соблюдения секретности пушками Костикова, они скоро получили имя ''Катюша'' по анвлогии с популярной песней того времени. Ракеты монтировались на самых различных носителях: от устаревших легких танков до грузовиков ЗИС-6. Однако наиболее распространенной была установка на базе американского полноводного трехосного грузовика Студебекер ... На фото видны стальные заслонки, защищающие кабину водителя во время ракетного залпа, сопровождаемого огромной вспышкой пламени.

Поставляемые на фронт в обстановке строжайшей секретности, первые советские ракетные установки прошли проверку боем 7 июля 1941 года. Называемые в целях соблюдения секретности пушками Костикова, они скоро получили имя ''Катюша'' по анвлогии с популярной песней того времени. Ракеты монтировались на самых различных носителях: от устаревших легких танков до грузовиков ЗИС-6. Однако наиболее распространенной была установка на базе американского полноводного трехосного грузовика Студебекер ... На фото видны стальные заслонки, защищающие кабину водителя во время ракетного залпа, сопровождаемого огромной вспышкой пламени.

132-мм ПУ М-13 наиболее широко применялись советскими войсками во время войны. Они были разработаны в конце 30-х годов, и когда немцы вторглись в СССР, имелись всего несколько промышленных образцов М-13 и небольшой запас ракет. Именно они и были срочно запущены в производство, и приняли боевое крещение в июле 1941 года, под Смоленском. 3а 10 секунд одна батарея М-13, стреляя фугасными зарядами, накрывала морем огня очень большую площадь — такого в военных действиях еще никогда не было.

»Катюша» в действии

Первые батареи М-13 относились к особым подразделениям. Пусковые установки для оперенных ракет М-13 транспортировались на полноприводных грузовиках ЗИС-6 с рельсовыми направляющими для 16 ракет. Советские солдаты называли рельсы флейтами за их перфорированные бока. Одно время установку называли орудием Костикова по фамилии их предполагаемого изобретателя, но скоро прижилось имя «Катюша». В целях секретности установки между боями обычно накрывались брезентом. Но уже скоро М-13 стали применяться повсеместно.

Конструкция ракеты

Базовая модель ракеты М-13 имела дальность полета 8000-8500 м. Обычная боеголовка была фугасно-осколочного типа и, как и у всех ракет, с хвостовыми стабилизаторами, точность стрельбы была невысокой. Но это не и мело решающего значения, так как стрельба ракетами М-13 обычно велась массированно. В следующих моделях М-13 часть отходящих газов отклонялась для создания реактивного момента вращения, что увеличивало точность попадания. Дальность при этом уменьшалась незначительно. Как уже было сказано, первые установки БМ-13-16 имели 16 рельсовых направляющих; с началом поставок по ленд-лизу в качестве мобильных носителей «Катюш» стали переоборудоваться грузовики «Студебекер», «Форд», «Шевроле», «Интернешнл» ; подошли для этого также артиллерийские тягачи STZ-5 и другие машины.

132-мм ракета М-13

132-мм ракета М-13

Установки БМ-13-16 не могли разворачиваться на месте, а их угол возвышения был очень небольшим, поэтому наведение сводилось к установке машины-носителя в общем направлении на цель. На некоторых машинах для защиты водительской кабины и расчета от пламени залпов предусматривались стальные пластинчатые заслонки.

Типы боеголовок

В ходе войны для М-13 вводились боеголовки новых типов; бронебойные, осветительные для ночного времени суток, зажигательные и сигнальные.

Одна из моделей. М-13-ДД, имела два ракетных двигателя, одновременно срабатывающих при пуске, что повышало дальность стрельбы до 11800 м. Такими ракетами стреляли только с верхних рельсовых направляющих, и они были самыми дальнобойными из всех, примененных в войну.

После 1945 года батареи М-13 оставались на вооружении Советской Армии до 1980 года, когда им на смену пришло современное оружие. Но они были на вооружении многих армий мира и позднее, только взамен старых машин времен войны использовались современные носители.

Фактически военная служба М-13 продолжилась и в XXI столетии: Китай продолжает применять такую же модель, тип 74, для постановки минных полей. Установка смонтирована в задней части корпуса трехосного полноприводного грузовика СА-30А и представляет I — образную каркасную конструкцию для пуска десяти 284-мм ракет, каждая из которых снаряжена 10 противотанковыми минами.

Технические характеристики

Ракета М-13

Масса: общая 42,5 кг; ракетного

топлива 7,2 кг; взрывчатки 4,9 кг

Размерения: длина 1,41 мм

Начальная скорость: 355 м/ с

диаметр корпуса 132 мм

Дальность полета: 8500 мм

Масса: общая 72 кг; ракетного

топлива 7,2 кг; взрывчатки 28,9 кг

 

 

Читайте далее : 2-дюймовая противовоздушная ракета

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше