Германские танки за период с 1926 по 1945 г. и другие бронированные машины Часть 2

Танки РzII

В 1934 году Управление вооружений сухопутных войск выдало заказ фирмам «МАМ», «Хен-шель» и «Крупп» на разработку 10-тонного танка, вооруженного автоматической 20-мм пушкой и одним пулеметом. После того, как фирма »MAN» (Нюрнберг) приняла решение о реализации этого предложения, она и была назначена окончательным разработчиком изделия. В целях конспирации новый танк назывался LaS 100 (сельскохозяйственный трак-тор 100). Первые машины поступили в войска в 1935г. под маркой Рz II (Sd Kfz 121). Обращает на себя внимание невероятно короткий срок периода разработки. Он объясняется спешкой тогдашнего перевооружения, но, с другой стороны, причина заключалась и в вы-пуске нескольких малых установочных партий. Серии «а I» и «а 2» включали по 25 машин, серия «а 3« — 50 и серии «b» — 100 машин. И лишь начиная с серии «с», машины которой получили наконец окончательную ходовую часть с 5 катками среднего размера и четверть эллиптическими рессорами, началось полномасштабное производство, в котором, на-ряду с фирмой МА1Ч, принимали участие фирмы «Фамо». «Хеншель», MIAG и »Вегманн». Танки Рz II C, А, В. С и F производились с 1937 по 1944 год, причем отдельные серии отличались друг от друга только изменениями а деталях, а также постоянно увеличивающейся толщиной брони. Обращает на себя внимание то, как долго находился в производстве танк Рz II, хотя уже во время западного похода в 1940 г. его броня и вооружение вряд ли отвечали требованиям того времени.

Помимо названных выше модификаций танка Pz II. в которые входила серия LaS 100, бы-ли еще и модификации D и Е (Las 138). Они основывались на разработке фирмы «Дайм-лер-Бенц» (Берлин-Мариенфельде) от 1938 г. Здесь речь шла о входивших в состав тогдашних легких дивизий ^скоростных боевых машинах», которые отличались от других танков Рz II более мощным двигателем, полуавтоматической коробкой передач «Варио-рекс», а также ходовой частью типа Кристи с торсионами и управлением с бортовыми фрикционами, в то время как кузов, башня и вооружение были такими же. как и у других танков Рz II. Эти машины могли передвигаться с более высокой скоростью, однако в условиях длительных переходов вынуждены были двигаться медленно Из модификации LaS 138 в процессе дальнейших разработок появились модификации С (заводское наименование VK 901) и J (VК 1601) танка Рz II. Модификация С отличалась высокой скоростью, но имела слабую броне защиту, модификация J представляла собой разведывательный танк с мощной броне защитой. Эти модели, выпускаемые периодически небольшими сериями, были предшественниками танка Рz II модификации L, который использовался как разведывательный танк «Линкс».

Разумеется, и отобранные танки Рz II, шасси которых оставались пригодными для использования, в довольно большом количестве дооборудовались. Вначале примерно 100 «быстроходных боевых машин» модификаций D и Е были переоборудованы в огнеметные танки. После того, как они перестали отвечать предъявляемым требованиям, их стали использовать для переделки в противотанковые самоходные дивизионные пушки, причем в пер-вое время использовались почти исключительно русские трофейные противотанковые орудия калибра 7,62 см Начиная с 1942 года уже были самоходные лафеты на нормальных шасси LaS 100, кроме того, появились САУ разработки фирм «Фамо» и »Алькетт». Речь шла о противотанковых 75-мм пушках »Мардер ||» , легкой полевой 105-мм гаубице «Веспе», а также, хотя и в небольшом количестве, о пехотном 150-мм орудии. Последняя из названных САУ конструкция которой получилась весьма удачной за счет ее очень низкого силуэта. имела у некоторых машин удлиненный на один каток гусеничный движитель.

Танки Рz 35 (t) и Pz 38 (t)

Как ни расценивать в политическом и моральном аспектах оккупацию Чехословакии весной 1939 г., для германских бронетанковых сил, в плане их становления, она означала существенное усиление. Чешская армия располагала в то время, по приблизительным оценкам, около 1000 танков, которые были пригодны для последующего использования их в составе вермахта и, кроме того, речь в данном случае шла о машинах весьма прогрессивной конструкции. Легкий танк LТ-35 завода «Шкода» отличался прочной конструкцией и большим сроком службы. Более 200 этих танков под маркой Рz 35(t) посту-пило на вооружение главным образом 6-й танковой дивизии. В середине 1942 года оставалась еще половина парка этих машин. Весьма важным для вермахта в численном выражении, просто даже незаменимым был изготовленный фирмой СКD танк LT-38 или Рz 38 (t) вместе со всеми его модификациями. Эта отличная машина, используемая главным образом в составе 7-й и 8-й танковых дивизий, и после оккупации Чехословакии продолжала выпускаться вплоть до 1942 г. В конце 1941 г.. во всяком случае, вопрос об участии в военных действиях против русских этой машины практически не стоял, по-скольку вооружение и броня машины для этих целей были слишком слабыми. Между тем, шасси Рz 38 (t) вплоть до окончания войны оставалось базой для разного рода самоходных установок и других транспортных средств.

В 1940 г. фирма «Алькетт» начала устанавливать тяжелые 150-мм пехотные орудия на шасси танков Рz 38 (t). Эти САУ хотя и можно было расценивать как временный выход из трудного положения, тем не менее, задачу свою они выполнили весьма успешно и после это-го выпускались еще несколько лет на фирме ВМW (бывш. СКD). Разработка этих устройств могла иметь еще большее значение. После начала русского похода и, прежде все-го, после появления русского Т-34, к которому вермахт оказался так же неподготовленным, как и в 1916 г. кайзеровская армия к появлению британских танков, выявилась явная неэффективность германского бронетанкового и противотанкового оружия. Нашу противотанковую пушку острословы вскоре стали называть «колотушкой по танкам» Просто по-разительно, что тогда эффективно бороться с русскими танками могли трофейные русские 76,2-мм орудия. Наши солдаты называли их «громовыми трещотками», так как скорее можно было услышать оглушительный шум закрываемого затвора, чем сам звук выстрела! Эти орудия вызывали всеобщее восхищение, и к счастью, после успешных операций по уничтожению окруженных группировок русских в первые месяцы войны в нашем распоряжении оказалось много такого рода трофейного оружия. В конце 1941 г. Чешско-Моравское машиностроительное предприятие (ВММ), которое до 1918 г. имело такое же название, получило заказ на создание САУ с русской 76,2-мм пушкой в качестве средства для борьбы с танками противника. Эта модель, которую назвали «Мардер III», находилась в производстве с весны до осени 1942 г. До марта 1943 г. продолжалось производство САУ «Мардер III». но уже с разработанной к тому времени 75-мм противотанковой пушкой немецкой конструкции. С этого времени по май 1944 г. ВМW поставляла третью серию «Мардер II М у которой двигатель был переставлен с задней части в середину корпуса, что позволило значительно улучшить как расположение боевого отделения, так и распределение нагрузки на ходовую часть. «Мардер III М» оставалась долгое время самым эффективным оружием германской противотанковой артиллерии.

С мая 1944 г. появилась еще более совершенная машина: истребитель танков «Хетцер», который, без сомнения, принадлежал к наиболее удавшимся конструкциям того времени. Он представлял завершающую конструкцию на базе танка Рz 38 (t) и одновременно был наиболее многочисленной машиной из этой серии. »Гетцер» не имел башни, но, с другой стороны, у него была толстая броня, а также благоприятная форма корпуса со скошенными участками бронировки. Машина имела двигатель повышенной мощности, а также более широкие гусеницы, по сравнению с более ранними моделями танка Рz 38 (t). Остается упомянуть еще о 20-мм ЗСУ на базе танка Рz 38 (t). Это была первая машина такого рода, которая стала использоваться в войсках.

Самоходные артиллерийские установки на базе французских танков.Перед германской оккупацией в 1940 г. Франция располагала примерно 3500 танками, из которых лишь около 800 машин среднего или тяжелого класса были последнего выпуска. Значительная часть этих машин была захвачена немецкими войсками в качестве трофеев. В отличие от превосходных танков, которые за год до этого были обнаружены в Чехословакии и производство которых продолжалось, французские танки германский вермахт принял на вооружение без каких-либо переделок лишь в весьма ограниченном количестве, только отдельные машины. Танки эти в большинстве своем устарели, и даже их новейшие конструкции не отвечали требованиям германской армии В частности, подверглись критике рассчитанные на одного человека башни французских танков, поскольку командир танка должен был брать на себя одновременно и функции заряжающего и наводчика. С другой стороны, нехватка транспортных средств и материалов у немецкой стороны по-требовала, особенно на поздней стадии войны, максимально использовать трофейный материал, захваченный у французов. Так, часть транспортных средств использовалась для перевозки войск и боеприпасов, многие легкие танки служили для охраны объектов в тылу, в то же время большое число пригодных для использования бронированных машин было переоборудовано в САУ. Все это осуществлялось главным образом через фирму «Альфред Беккер» в Крефельде. При этом речь могла идти только о переоборудовании более или менее вспомогательного характера. САУ получались слишком высокими или слишком тяжелыми для относительно небольших шасси Эти самоходные установки по-бывали на всех театрах военных действий, но больше всего они использовались в 1943-44 гг во Франции, чтобы оказать помощь местным войскам а случае ожидаемого вторжения западных держав. И 25-я танковая дивизия была оснащена главным образом французскими танками, когда она в конце 1943 г. была направлена на восточный фронт. Из французских машин в вермахте можно было встретить трактор »Лоррен» (Lorraine) в различном исполнении. Он был оснащен шести цилиндровым двигателем Delahaye с рабочим объемом 6 л мощностью 70 л. с. 75-мм САУ на его базе имела массу 8 т. К маю 1940 г. танковый парк французской армии отличался большим разнообразием типов. Это были легкие, средние и тяжелые танки, построенные в основном во второй половине 30-х годов. 3447 танков были представлены девятью различными моделями. Наиболее многочисленными были легкие танки фирмы «Рено» R35 и R40 — 945 единиц. Это были легкие хорошо бронированные (толщина брони до 45 мм), но слабо вооруженные танка — 37-мм пушка и пулемет Их боевая масса составляла 10 т, скорость — 20 км/ч. Затем шли танки фирмы «Гочкисс» — Н35, Н38, Н39. Они были схожи с танками «Рено», но имели массу 12 т и скорость 36 км/ч. 90 танков FСМ имели массу 13 т. скорость — 24 км/ч и 40-мм броню. Германской армии достались сотни даже неповрежденных этих танков. Но использовать их поначалу немцы не стали, считая, что их экипаж из 2-х человек, причем командир выполнял единовременно роль наводчика и заряжающего, — совершенно не эффективен. Однако, ожидая вторжения союзников во Францию, решено было использовать их шасси под различные САУ, в том числе и как ракетные танки. На них устанавливались 37-75-мм противотанковые пушки. 105- и 150-мм гаубицы и т. д. Из 321 тяжелого танка В2 60 были переделаны в огнеметные. Из 261 среднего танка S35 (масса -20 т, броня 56 мм, скорость 37 км/ч. 47-мм мушка и пулемет) немцы нашли применение, и то на второстепенных участках фронта, нескольким десяткам машин. Предпочтение этим танкам было от-дано только потому, что их экипаж состоял из 3-х человек, из них 2 — в башне. В качестве легкого полкового тягача использовалась танкетка »Рено» UЕ с толщиной брони 7 мм и с четырехцилиндровым двигателем мощностью 35 л. с. В остальном вермахт использовал, разумеется, также британские, американские, итальянские (1944 года выпуска!) и русские трофейные боевые машины, как в первоначальном их виде, так и переоборудованными. Все эти модели имелись в наличии в очень небольших количествах и потому не имели сколько-нибудь существенного значения.

 

''Весле'' 105-мм легкая полевая гаубица на шасси танка Рz II

''Весле'' 105-мм легкая полевая гаубица на шасси танка Рz II

Танк Рz 35 (t) в составе шестой танковой дивизии в России, 1941 г.

Танк Рz 35 (t) в составе шестой танковой дивизии в России, 1941 г.

Танк Рz 38 (t).

Танк Рz 38 (t).

Танк Рz 38 (t). Новая машина для вермахта, впереди слева на машине видна фара со светомаскировочным устройством.

 

''Мардер III'' 76,2-мм ПТП (t) на шасси Gw. 38 (t)

''Мардер III'' 76,2-мм ПТП (t) на шасси Gw. 38 (t)

"Мардер III'' 75-мм орудие на шасси Gw. 38 (t)

"Мардер III'' 75-мм орудие на шасси Gw. 38 (t)

"Мардер III'' 75-мм

"Мардер III'' 75-мм

«Мардер III» 75-мм орудие на шасси Gw. 38 (t) (танк из коллекции учебных пособий в военной школе в Мюнстере).

 

''Бизон'' модификации М

''Бизон'' модификации М

»Бизон» модификации М, 150-мм тяжелое пехотное орудие на шасси Gw. 38 (t)

 

''Бизон''  модификации Н

''Бизон'' модификации Н

»Бизон» модификации Н, 150-мм тяжелое пехотное орудие на шасси Gw. 38 (t)

Продолжение на другой странице: Читайте далее

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше