Германские танки за период с 1926 по 1945 г. и другие бронированные машины Часть 1

Начиная с 1925 г. в Германии снова приступили к разработкам собственных танков. В условиях строгой секретности рейхсвер поручил фирмам »Райнметалл-Борзиг», «Крупп» и «Даймлер-Бенц» изготовить различные опытные образцы машин, В танковой школе »Кама» под Казанью эти образцы были опробованы. Эта школа представляла собой один из трех лагерей вермахта в Советском Союзе — учебного, опытного и тренировочного — где с 1927 по лето 1933 г. совместно с Красной Армией проводилась работа по налаживанию сотрудничества на благо обеих сторон.

В 1929 году фирмы «Райнметалл» и «Крупп» изготовили каждая по три легких танка, называемых «легкими тракторами». С расположенным спереди двигателем и боевым от-делением за ним машины соответствовали тогдашним требованиям. Во вращающейся башне находилась 37-мм пушка. Вес »легкого трактора», который был сделан из мягкой стали, составлял около 9,5 т, скорость его была примерно 18 км/ч. В 1925 г. началась разработка боевой машины среднего класса, которая получила на-звание «большой трактор» В 1928—1929 гг. появились по два прототипа в каждой из фирм: »Райнметалл». «Крупп» и «Даймлер-Бенц». которые все были собраны на предприятии фирмы »Райнметалл» в г. Унтерлюс. Каждая из этих машин была оснащена 75-мм пушкой и 3-4 пулеметами, толщина брони из мягкой стали составляла 13 мм. Их боевой вес составлял от 10 до 15т Машины передвигались со скоростью до 20 км/ч на суше и 4 км/ч — на воде, поскольку уже в то время от машин требовалась плавучесть. Ход на воде обеспечивался двумя судовыми винтами. Ход обеспечивал авиационный двигатель BMW в 250 л. с. или, у машин Даймлера, 300-сильный авиационный двигатель собственного производства 1918-го года изготовления. Экипаж состоял из 6 человек. Оба »больших трактора» Даймлера, разработанные Порше, три года стояли в »Каме» невостребованными, поскольку из-за неустранимых дефектов в конструкции ими нельзя было пользоваться. На фоне такой картины в целом в 1933 году появилась новая, более тяжелая (25 т) машина, и снова на фирме «Райнметалл» «машина новой конструкции». В общей сложности 5 единиц этой модели были изготовлены в сотрудничестве с Крупном. Было две версии автомобиля, которые, однако, различались толь-ко вращающейся башней и основным вооружением. У одних была пушка калибра 7,5 см, у других — калибра 10,5 см, кроме того, у обеих машин в передней и задней башнях бы-ла одна пушка калибра 3,7 см и один пулемет. Предшественником такой конструкции был английский танк «Виккерс Индепендент». Примерно в 1930 г. на фирмах «Райнме-талл». «Крупп», «Хорх™ и »Дюркопп» разрабатывалось несколько самоходных артиллерийских установок, однако это не привело к сколько-нибудь удовлетворительным результатам. В то время внимание высших офицеров было привлечено преимущественно к легким танкам, которые в плане быстрого перевооружения страны можно было скорее запустить в серийное производство. Так была приостановлена разработка более тяжелых танков-как оказалось в 1941 г., такое решение было ошибочным. Правда, один из прототипов этих машин в целях пропаганды был продемонстрирован вермахтом на автомобильной выставке в феврале 1939 года, однако эта модель фактически не представляла интереса как боевая машина. Тем не менее три такие «машины новой конструкции» (Nb.Fz.) использовались при оккупации Осло в 1940 г. Позже две из них были уничтожены в Норвегии, третью подбили русские незадолго до окончания войны в Румынии.

Танки Рz I

В 1932 г. У правление вооружений сухопутных войск выдало заказ на разработку легкого пятитонного танка фирмам MAN, «Крупп», «Хеншель», «Даймлер-Бенц» и «Райнметалл-Борзиг» Генеральным разработчиком была назначена фирма «Крупп», при этом проект был законспирирован под кодовым названием «Сельскохозяйственный трактор» (LaS -от нем. Landwirtschaftlicher Schlepper). На фирме »Хеншель». которая уже в декабре 1933 г. изготовила первые три прототипа, в июне 1934 г. началось серийное производство машины LaS Крупп, при этом сразу были заказаны 150 машин. С декабря 1934 г. началось производство машин LaS Крупп и на фирме MAN в Нюрнберге. Эта машина официально называлась Pz Kpfwl (Sd Kfz), а солдаты называли ее «Крупп Спорт». На практике скоро выяснилось, что двигатель Крупна мощностью 60 л. с. с воздушным охлаждением для такой цели оказался слишком слабым, так что уже через короткое время воз-никла необходимость существенно изменить конструкцию машины. С 1935 г., о на фирме MAN — с марта 1936 г., вместо «LaS Крупп» появляется модель »LaS Майбах». На ней был установлен шести цилиндровый двигатель «Майбах» 100 л. с. Поскольку он требовал большого объема для установки, то пришлось удлинить бронированный корпус и, следовательно, также гусеничный движитель на одну пару катков, приподняли выше направляющие колеса с земли. Этот танк получил обозначение Pz Kpfw. I В, в то время как предыдущая Pz Kpfw IА (далее будем обозначать марки танков просто Рz I). В улучшенной конструкции Рz I изготовлялся вплоть до 1939 года на фирмах «Хеншель», MAN и «Вегманн» всего было выпущено около 2000 машин. Эффективность этих машин в условиях боевых действий была невелика, как это обнаружилось уже практически сразу же на фронте. Но с самого начала им и предназначалась роль учебных машин. Фирма »Краусе» »Маффай» изготовила в 1942 г. партию из 46 танков I Pz I С в качестве разведывательного или воздушно-десантного танка. На нем был установлен 150-силь-ный шести цилиндровый двигатель «Майбах» НL.45. толщина брони составляла от 10 до 30 мм, максимальная скорость — 65 км/ч.

На той же фирме »Краусс-Маффай» был далее изготовлен штурмовой танк для пехоты с усиленной броне защитой. Главной особенностью этой машины была толщина его брони, которая составляла 80 мм. Здесь также был установлен двигатель «Майбах» НL_45, однако скорость этой тяжелой машины была снижена до 25 км/ч Вооружение ее состояло, как и прежде, из двух пулеметов, экипаж — из двух человек. В 1941-42 гг. была вы-пущена серия из 30 машин.

Танки Рz I без надстройки имелись задолго до войны. Они использовались для целей обучения, а также и для перевозки боеприпасов. После польского похода ставшие не-пригодными боевые машины были переоборудованы под САУ. Это стало возможным после установки на них чешской 47-мм противотанковой пушки. Эта первая машина по борьбе с танками противника была весьма примечательной, но для использования ее в России была слабо вооружена и имела довольно слабую броню. Пехотное орудие 15сm sJG 33 фирма «Алькетт» установила на шасси танка Рz I В даже не полном комплекте вместе с лафетом, но без колес. САУ оказалась слишком высокой и тяжелой. Известны командирские танки Рz Bef. Wg.1. Менее известны саперные танки I, у которых нет башни, а вместо нее они имеют специальные кузова, в которых размещается инженерное оборудование.

Тяжелый танк Nb.Fz.

Тяжелый танк Nb.Fz.

На Берлинской автомобильной выставке в феврале 1939 г., лишь за один год до начала войны, на стенде вермахта был показан этот тяжелый танк. Это был блеф чистейшей воды. В действительности речь шла об одной из »машин новой конструкции» Nb.Fz, которые изготовлялись в 1933-1934 гг., но не пошли в серию и уже давно утратили свою актуальность, и вообще не были пригодны для ведения боевых действий. Тем не менее, три из имевшихся опытных образца этих машин были использованы при захвате Осло в 1940 г., как показано на фотографиях на соседней странице. Там, где показывались эти три танка, еще ни разу не видевшие до этого их солдаты говорили о них, как о стаде слонов.

 

Командирский танк Рz I В и Противотанковое орудие (чешское) калибра 47 мм на шасси танка Рz  I В

Командирский танк Рz I В и Противотанковое орудие (чешское) калибра 47 мм на шасси танка Рz I В

Продолжение на другой странице: Читайте далее

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше