Редкие экземпляры военной техники вермахта Часть 3

Важная роль придавалась преодолению водных преград. Так, по настоянию вермахта уже заблаговременно началась разработка танка-мостоукладчиков. В фирмах »Маги-рус» и «Крупп» появились прототипы различных конструкций на базе танков Рz I до Рz IV. До 1940 г. армия получила около 20 мостоукладчиков, три единицы которых были направлены в инженерные войска 7-й танковой дивизии. Однако в 1941 г. появилось сообщение, что предусмотренные по штату военного времени в танковых ротах мостоукладчики аннулируются, поскольку подходящих для этого транспортных средств нет и в обозримом будущем не предвидится, Конечно, в те времена была еще сильна вера в стратегию блицкрига, расчет заключался в том, чтобы быстрыми танковыми ударами выйти на большей частью не разрушенную сеть дорог противника. Позже появились еще более важные заботы, чем заниматься дорогостоящей техникой не таких уж и нужных мостоукладывателей. Другая специальная разработка в области бронетанковой техники имела место в фирме «Заурер» (Вена). Там в 1942-43 гг. из танка Рz III путем установки убирающейся ходовой части для движения по рельсовому пути было создано транспортное средство, которое могло перемещаться по рельсам со скоростью до 100 км/ч. Приводимый в действие от двигателя танка подъемный механизм втягивал в корпус с помощью четырех ходовых винтов железнодорожные колеса, когда машина двигалась по пересеченной местности. Два или три опытных экземпляра работали удовлетворительно, тем не менее дальнейшие испытания машины были прекращены. В сокровищницу редкостей прежнего вермахта входят также радиоуправляемые танки -управляемые на расстоянии носители взрывчатых веществ или боезарядов. Фирма »Бор-гвард» занималась с 1940 г. разработкой таких аппаратов. Уже тогда к поставке было подготовлено 150 единиц машин для разминирования Sd. Kfz. 3000». С 1942 по 1944 г. фирма »Боргвард» выпускала тип В IV под названием «Тяжелый носитель зарядов Sd. Kfz имелись две модификации этой машины весом 4.5 и 6 тонн, обе были рассчитаны на 500 кг боезаряда. Аналогично выглядел беспилотный разведывательный танк, который мог прослушивать и фотографировать. В общей сложности было примерно 10 танковых рот. оснащенных радиоуправляемыми танками, И если эти машины оставались незамеченными общественностью, то «Легкий носитель зарядов» под названием «Голиаф» пользовался определенной известностью. Этот небольшой танк как Sd. Kfz 302 был оснащен двумя электродвигателями на двух батареях и управлялся по радио. И этой разработкой занималась фирма »Боргвард». В 1942 г. фирма «Цюндапп» (Нюрнберг) была определена в качестве дальнейшей фирмы по производству аппаратов «Голиаф», где он, однако, был переоборудован для работы на бензиновом двигателе и на управление по проводам. В таком виде этот аппарат летом 1943 г и пошел в крупную серию. Последующая модель »Голиафа» в качестве специальной машины 50. Sd Kfz 303 имела двухцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением (рабочий объем 700 см3. 12,5 л. с), он управлялся по разматываемому тяжелому полевому кабелю. Вся эта небольшая игрушка имела размеры 1600 х 660 х 670 мм. перемещалась по выбору с различной скоростью от 6 до 10 км/ч и весила всего 350 килограммов. Аппарат мог перевозить 100 кг груза, в его задачу входило разминировать минные поля и устранять завалы на дорогах, и с этой задачей он успешно справлялся, в частности, к началу битвы под Курском. До окончания войны, по предварительным оценкам, было изготовлено около 5000 единиц этого небольшого танка, причем две трети от общего количества приходились на фирму »Цюндапп», а остальные машины — на фирмы »Рино» и «Цахертц». «Голиаф» был главным оружием по меньшей мере в шести саперных ротах танковых войск. И, наконец, был и «Средний носитель зарядов» 50. Sd. Kfz 304 («Шприн-гер»), разработка которого осуществлялась в 1944 г. на «Объединенных заводах по производству транспортных средств» «Неккарзульм» с использованием деталей гусеничного мотоцикла, а также его 1.5-литрового двигателя «Опель». Аппарат был рассчитан на перевоз-ку полезного груза в 300 килограммов. Эта модель должна была выпускаться в 1945 г. большой серией, однако вплоть до окончания войны были изготовлены лишь несколько экземпляров машины. Все аппараты такого рода хотя и показывали подчас прекрасные результаты, однако возможности их использования были весьма ограничены, к тому же практически поражать приходилось почти всегда только неподвижные цели. Здесь стоит упомянуть о том, что незадолго до окончания войны велась разработка малых танков с экипажем в два че
ловека, стоимость которых в большой серии могла бы быть низкой благодаря несложной технике этих машин. Тут вряд ли можно ошибиться. если предположить, что в данном случае речь шла в известной мере о полном подобии так называемому «народному истребителю» в военной авиации. Прекрасные речи, которыми мотивировали подобные проекты, не могли уже замаскировать истинной причины: не хватало материалов, не хватало прежде всего бензина для танковых: двигателей, не хватало всего. Война давно была проиграна. И, наконец, заслуживают внимания некоторые интересные мысли и проекты. Один штутгартовский владелец каменоломни по имени Лаустер изыскивал возможности создания автомобилей оптимальной проходимости Аналогично тому, как это было уже с фирмой «Ганза-Ллойд» с ее «Treff-Аs» во время первой мировой войны, Лаустер додумался до создания транспортного средства, состоящего из двух вальцов и одного хвостового колеса и названного «Варгель» (Wargel). которое хотя и выглядело довольно  примитивным, однако отличалось завидной проходимостью в условиях грязи, а также при движении по болотистой и песчаной поверхности. В 1942 г. появился другой, уже грузовой автомобиль, в качестве опытной модели, оснащенный двумя двигателями »Татра» с воздушным охлаждением мощностью 75 л. с. За ним последовала в 1943 г. опытная модель тягача LW/ 5 для эвакуации тяжелых танков и для буксировки плуга для рытья окопов. Особенность этой конструкции заключалась в соединении обеих частей машины с помощью соединительного шарнира с поворотом (изломом) задней не приводной оси. На последующих промежуточных этапах в 1944-45 гг. по заказу люфтваффе была создана машина LW/ 72 Е. предназначенная для закладки и разравнивания полевых аэродромов. Привод этого мощного самоходного скрепера осуществлялся по дизель-электрической схеме с помощью 145-сильного дизельного двигателя «Даймлер-Бенц» и генератора постоянного тока смешанного возбуждения с напряжением 440 вольт, а также сериесного двигателя в каждом катке (барабане). Окончание войны прервало на годы разработки Лаустера. По прошествии многих лет они снова обрели актуальность, о чем будет сказано в следующих статьях .

 

''Магирус'' мостоукладчик   IV  S

''Магирус'' мостоукладчик IV S

Разработанный фирмой »Магирус» мостоукладчик IV S Штурмовой мост» представлял собой пожарную лестницу, установленную на броне корпус. Длина штурмового моста составляла 26 м, вес около 50 кг одного метра конструкции Были иэготонлены два штурмовых моста. В 1940 г. суверенным успехом они были использованы во Франции, а затем применялись в России. На фотографии показам! модель мостоукладчика IV S »Штурмовой мост»

 

Мостоукладчик IV

Мостоукладчик IV

Мостоукладчик IV

Мостоукладчик IV

Мостоукладчик IV был самой большой машиной вермахта. На верхнем снимке он едет по дороге, защищенный от любопытных взглядов маскировочным чехлом, для участия в испытаниях, На фото снизу показана демонстрация мостоукладчика IV.

 

Танк Рz III в качестве рельсово-гусеничной машины SK

Танк Рz III в качестве рельсово-гусеничной машины SK

Танк Рz III в качестве рельсово-гусеничной машины SK 1, разработанной в 1942-43 гг. фирмой »Зау-рер»(Вена)

 

''Голиаф'' (В 1)

''Голиаф'' (В 1)

»Голиаф» (В 1) был небольшой гусеничной машиной, без экипажа, высотой всего 610 мм, с зарядом взрывчатого вещества весом 90,7 кг. С помощью системы дистанционного управления его можно было направлять, в том числе и из танка, на цель, находящуюся на расстоянии до 1000 м, где он взрывался вместе со своим зарядом. Эти не-большие носители зарядов бы-ли разработаны фирмой »Бор-гвард», а производились главным образом на фирме «Цюн-дапп» (Нюрнберг). Первые машины »Голиаф» стали применяться на восточном фронте, начиная с середины 1943 г., по-рой весьма успешно. Общественности они были известны до-вольно широко после того, как в последние годы войны стали упоминаться в пропагандистских целях как секретное оружие. Пропаганда этих средств сыграла большую роль, чем их практическая значимость.

 

Радиоуправляемая танкетка типа В IV (SdKfz. 301),

Радиоуправляемая танкетка типа В IV (SdKfz. 301),

Радиоуправляемая танкетка типа В IV (SdKfz. 301), разработанная еще перед походом в Россию на фирме »Боргвард» и поставлявшаяся серийно в вермахт. была первой машиной та-кого рода. Танкетка служила в качестве управляемого на рас-стоянии носителя взрывчатых веществ или боезарядов. В ее носовой части размещался за-ряд взрывчатого вещества весом 450 кг, который сбрасывался по радиокоманде. После сброса танкетка по команде возвращалась к тому танку, из которого велось управление. С 1942 г. были различные варианты конструкции В IV. По всей видимости, всего насчитывалось несколько сотен таких аппаратов, однако выдающихся результатов их работы не наблюдалось.

 

(NSU) на базе гусеничного мотоцикла

(NSU) на базе гусеничного мотоцикла

Последней промышленной моделью радиоуправляемого малого танка был »Шахматный конь», который разработало акционерное общество «Объединенные заводы по производству транспортных средств- в Неккарзульме (NSU) на базе гусеничного мотоцикла, Предполагалось выпустить большое количество таких машин, однако этому помешала закончившаяся война. Было собрано лишь несколько экземпляров.

 

"Варгель'' LW Лаустера

"Варгель'' LW Лаустера

''Лаустер'' LW 3

''Лаустер'' LW 3

Не имея ни малейшего представления о созданном в 1917 г. в Бремене автомобиле повышенной проходимости «Трефф-Ас», штутгартский владелец каменоломни Лаустер изготовил в 1942 г. опытный и учебный автомобиль, который по своим основным признакам и пропорциям удивительным образом походил на конструкцию машины 25-летней давности, «Варгель» LW Лаустера весил 7,65 т и имел два 75-сильных двигателя »Татра». Люфтваффе поручило фирме »Адлер-Верке» разработать на базе машины »Лаустер» LW 3 вальцовый трактор с колесами в виде барабанов в качестве специальной машины Sd.Kfz. 325. В 1943 г. было сделано два прототипа.

 

''Майба'' HL 106

''Майба'' HL 106

Скрепер LW/ 72 Е с дизель-электрическим приводом

Скрепер LW/ 72 Е с дизель-электрическим приводом

Другое опытное и учебное транспортное средство — LW 5 — Лаустер изготовил в 1943 г. Оно было задумано как тягач для буксировки плуга дли рытья окопов. Основным отличительным признаком машины, которая весила 36 т и была оснащена двумя двигателями »Майба» HL 106 мощностью 235 л. С, было первые примененное управление путем складывания шарнирно-сочлененной рамы, при котором не колеса поворачиваются, а устанавливаются под углом относительно друг Друга передний и задний корпуса машины. Точно так же еще в 1943г. появилась модель LW 71 в качестве грузового автомобиля и тягача с невероятным усилием тяги. В каждом из двух барабанов находилось по одному 3,6-kитровому двигателю «Опель-Блиц» вместе с пяти ступенчатой коробкой передач и предварительной передачей Длина машины составляла 10,2 м, ширина — 3 м, высота — 3 м, весила она 12,5 т и могла перемещать груз весом до 10 т. Для ззкладки и разравнивания по-левых аэродромов Лаустер изготовил в 1944 45 гг. скрепер LW/ 72 Е с дизель-электрическим приводом. Каждый из барабанов был по 2,5 м в ширину и высоту, габаритные размеры его составляли 11,6 x 2,4 м 3,3 м, собственный вес был 14 т, а емкость ковша — почти 10 м3. До использования в работе этого монстра дело. по-видимому, так и не дошло.

 

Ракета дальнего действия "V 2''

Ракета дальнего действия "V 2''

Фирма »Ф. Майлер» (Мюнхен) разработала специальный прицеп для ракеты дальнего действия «V 2». На »тележке Майлер» ракету не только можно было перевозить на другое место, но и ставить вертикально в положение пуска на стол, с которого производился запуск ракеты. Прицеп длиной (как и ракета) 14м состоял из выполненной из труб решетчатой рамы, которая располагалась спереди на од-ной оси со сдвоенными колеса-ми, а сзади на двухосной ходовой части. Предусмотренная с принудительным управлением задняя ось обеспечивала выдерживание колеи при движении на поворотах. Весившая 4,5 т ракета находилась в горизонтальном положении на опрокидывающейся раме, которая с помощью двух гидравлических домкратов конструкции »Майлер» могла ставить ракету в вертикальное положение. Гидравлический насос приводился в действие двигателем »Фольксваген» До конца войны было поставлено примерно 200 установок »Майлер», которые изготовлялись на фирме «Мак-лер», а дооборудование осуществляла фирма »Линдер» (Ам-мендорф).

На этом мой обзор заканчивается и мы переходим к теме: Транспортные средства бундесвера. Читайте далее..

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше