Многоцелевой ударный вертолет Bell AH-1 Huey Cobra

В марте 1965 года в США начались разработки по созданию многофункционального вертолета, который в полной мере мог бы выполнять множество возложенных на него боевых задач. Первый полет АН-1 Huey Cobra состоялся уже в сентябре 1965 года. Эта машина имела некоторые преимущества лучшую аэродинамическую форму, на треть большую скорость, более мощное вооружение, меньшую уязвимость и еще ряд преимуществ перед UH-1 Уже во Вьетнаме вертолет АН-1 зарекомендовал себя весьма удовлетворительно (в одних и тех же боевых условиях число попаданий в него оказалось вдвое меньше, чем у UH-1). Успехи во Вьетнаме, на Ближнем и Среднем Востоке (в Ливане в 1982 году «Хью Кобрами» израильских ВС было уничтожено более 40 танков) способствовали дальнейшему развитию вертолетов семейства АН-1 К началу 90-х годов уже существовало около 10 их модификаций и было построено более 2000 винтокрылых машин. Темпы разработки и внедрения новых модификаций достаточно высоки: 1965 год — модификация (G), 1969-(J), 1972-(Q), 1977-(Т, S), 1986-(W), 1991-(BW). Непрерывное внедрение новых технологий при создании оборудования и вооружения вертолета обеспечило преемственность и современность состояния АН-1 в течение более 30 лет. Ожидается, что использование вертолета для выполнения боевых задач в странах НАТО продлится до начала следующего тысячелетия. Вертолеты АН-1 выполнены по одновинтовой схеме с двухлопастными (за исключением модификации W и BW) несущим и рулевым винтами. В отличие от UH-1, «Хью Кобры» имеют более узкий фюзеляж, кабину для двух членов экипажа, расположенных тандемом (стрелок — спереди, а летчик — сзади и выше), усиленную бронезащиту кабины и силовой установки, а также дублированную систему управления. Для повышения скорости и маневренности на АН-1 установлено небольшое среднерасположенное крыло и отсутствует грузовая кабина. В носовой части фюзеляжа всех вертолетов находится пушечная турельная установка. Под крылом — четыре пилона для подвески съемного вооружения. Предусмотрена система охлаждения выхлопных газов двигателей, что уменьшает вероятность поражения вертолета ракетами с инфракрасной головкой наведения.

Конструктивно лопасти отличаются модификацией: у ранних моделей они металлические с хордой 53, 3 см, последние модели — композитные с хордой 67, 2 см и 83, 82 см, способные противостоять ударам снарядов калибра 23 мм и пуль калибра 12,7 мм. Главное отличие вариантов АН-1 — силовые установки, оборудование и вооружение. АН-1G «Хью Кобра», стоящий на вооружении ВС США с 1967 года, является первым вертолетом, специализирующимся на оказании огневой поддержки сухо- путным войскам на поле боя. В соответствии с целями и задачами, стоящими перед этой машиной, АН-1G оснащен мощным вооружением: на турельной установке под носовой частью фюзеляжа могут размещаться два шестиствольных пулемета «Миниган» калибра 7,62 мм с боезапасом 8000 патронов или два 40-мм гранатомета с боезапасом 600 гранат. Кроме того, вертолет способен нести до 76 неуправляемых авиационных ракет калибра 70 мм на внешних узлах подвески.

Модификацией AH-1G стал вертолет АН-1S Cobra. Он оборудован новым несущим винтом и более мощной силовой установкой, новой турельной установкой с одноствольной пушкой М230Е1 калибра 30 мм с боезапасом 500 снарядов. АН-IS стал поступать на вооружение армии США в 1977 году. Значительные потери однодвигательных вертолетов в локальных войнах 60 — 70-х годов подтолкнули разработчиков к созданию машин со спаренными двигателями. Вследствие этого были получены модификации АН-1TJ, АН-1Т.

Основные модификации вертолета

АН-1G Huey Cobra — первая серийная модификация.
ТН-1G Huey Cobra — тренировочный вертолет на базе АН-1G.
АН-1Q Huey Cobra — противотанковая модификация вертолета по программе ICAP (Improved Cobra Armament Program).
АН-1S (Mod) Huey Cobra — модификация 1974 года по программе ICAM (Improved Cobra Agility and Maneuverability) с новыми ГТД T53-L-703, с новой трансмиссией и хвостовым винтом от вертолета Bell Model 212.
ТН-1S Night Stalker — тренировочный вертолет для обучения полетам в ночных условиях.
АН-1S (Prod) Huey Cobra — модификация объединяющая программы ICAP и ICAM, добавлена новая аппаратура РЭБ, новое вооружение.
АН-1Р Huey Cobra — обозначение АН-1S (Prod) Huey Cobra при принятии на вооружение.
АН-1E Huey Cobra — модификация АН-1S (ECAS) Huey Cobra по программе ECAS (Enhanced Cobra Armament System). На вертолете установлена турельная установка General Electric M79E1Universal Turret, и универсальное ПУ для НУР M138.
АН-1F Huey Cobra — модификация АН-1S (MC) Huey Cobra ( МС — Modernized Cobra), модернизация по программам ECAS и Prod плюс доплеровская навигационная система, ИК датчики ALQ-144 и лазерный целеуказатель Rockwell AAS-3.
Fuji AH-1S — построенная японской фирмой Fuji по лицензии версия AH-1F с ГТД Кawasaki (Textron Lycoming) T53-K-703.

Основные тактико-технические характеристики

  • Год принятия на вооружение — 1967
  • Диаметр главного винта — 13,41 м
  • Диаметр хвостового винта — 2,59 м
  • Длина — 13,59 м
  • Высота — 4,09 м
  • Масса, кг
    • — пустого — 2993
    • — нормальная взлетная — 4524
    • — максимальная взлетная — 4536
    • Внутренние топливо — 980 л

Тип двигателя — 1 ГТД Textron Lycoming T53-L-703
Мощность, л.с.
— заявленная — 1825
— при взлете — 1310
— при полете — 1150
Максимальная скорость — 315 км/ч
Крейсерская скорость — 227 км/ч
Дальность действия — 507 км
Скороподъемность — 494 м/мин
Практический потолок — 3720 м
Статический потолок — 3720 м
Экипаж — 2 чел
Вооружение: 1 20-мм трехствольная пушка M197 Vulcan с 750 патронами. Боевая нагрузка — 1542 кг на 4 узлах подвески: 8(2х4) ПТУР BGM-71 TOW и 2 ПУ LAU-68 или LAU-6 c 7х70-мм или 19х70-мм НУР Возможна установка 4 УР «воздух-воздух» AIM-92 Stinger, 2х8 УР «воздух-поверхность» AGM-114 Hellfire, контейнеров с пушечным и пулеметным вооружением, 2 40-мм гранатомета.

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше