Мк VI «КРУСЕЙДЕР»

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ • 1939

Крейсерский танк А15, ставший впоследствии известным как «Крусейдер», создавался фирмой«Наффилд» одновременно с танком «Ковенантер» по аналогичному техническому заданию. В конкурсе на тяжелый крейсерский танк, помимо А15, принимала участие машина А18, представлявшая собой увеличенную версию танка «Тетрарх», а также танки А14 и А16. Но выбор пал на А15. В немалой степени этому способствовало то, что в его конструкции использовалось большое количество узлов и деталей от танка А13 Мк III, вследствие чего новую машину можно было довольно быстро запустить в серийное производство. Кроме того, А15 отличался неплохим бронированием и обладал высокой проходимостью. В июле 1939 года Управление механизации британской армии заказало 200 танков, в 1940 году заказ был увеличен до 400 машин, а еще спустя несколько месяцев — до 1062.

Характерной чертой прототипа танка А15 были две миниатюрные башенки с пулеметами, установленные в передней части корпуса. Но уже после первых испытаний башенка со стороны водителя бьла снята. Тогда же выяснилось, что система охлаждения двигателя работает неудовлетворительно, а коробка передач отличается низкой надежностью. Прошло немало времени, прежде чем ряд недостатков удалось устранить, но некоторые проявлялись вплоть до момента вывода «Крусейдеров» со службы.

Первой серийной версией «Крусейдера» стала модификация Мк I, вооруженная 40-мм пушкой и сохранившая характерную пулеметную башенку слева; от механика-водителя. Слабость 40-мм пушки уже в момент постановки «Крусейдера» на вооружение сомнений не вызывала, но из-за отсутствия достойной замены ее пришлось устанавливать и на танки «Крусейдер» Mk II. Последние отличались от предшественников усиленным бронированием передней части корпуса и башни, а также отсутствием пулеметной башенки. Часть машин модификаций Mk I и Mk II (версия CS) вооружались 7б,2-мм гаубицей и предназначались для сопровождения пехоты. Последней модификацией стал танк «Крусейдер» Mk III, на котором в видоизмененной башне устанавливалась более мощная 57-мм пушка, а толщина брони была доведена до 51 мм. Некоторые машины дополнительно оснащались спаренными пулеметами калибра 7,7 мм.

Боевое крещение танка состоялось в июне 1941 года в Северной Африке в ходе операции «Бэтгл Экс». В составе 7-й танковой дивизии «Крусейдерам» пришлось сразиться с войсками африканского корпуса Роммеля. Уже в первых боях англичане понесли тяжелейшие потери в новых танках от огня немецких 88-мм зенитных пушек, но здесь вины «Крусейдеров» нет — противостоять огню 88-мм зениток не мог ни один танк того времени.

Танки модификаций Mk I и Mk II оказались не очень серьезным противником для немецких средних танков из-за своей маломощной пушки и слабой броневой защиты. В определенной мере эти недостатки удалось устранить на танках Mk III, но их ахиллесовой пятой по-прежнему оставалась техническая ненадежность, а также сложность в управлении и обслуживании. Поэтому неудивительно, что с начала 1942 года «Крусейдеры» начали заменяться американскими танками «Грант» с 75-мм пушками, а после окончания боевых действий в Северной Африке были сняты с производства. Лишь очень небольшое количество этих машин приняло участие в боевых действиях в Италии.

Зато по мере вывода с первой линии все большее число «Крусейдеров» стало использоваться для создания машин специального назначения. Так, шасси танков всех модификаций широко применялись в качестве артиллерийских тягачей и служили базой для производства командирских танков, машин передовых артиллерийских наблюдателей, бронированных ремонтно-эвакуационных машин, танков-бульдозеров, а также специальных танков, оборудованных отвальным ножом и краном-стрелой. Эти машины, а также танки-тральщики использовались в саперных подразделениях, занимавшихся обезвреживанием неразорвавшихся боеприпасов и тралением минных полей.

Кроме того, начиная с 1941 года изымавшиеся из боевых подразделений танки «Крусейдер» Mk III переделывались в зенитные самоходные установки различных типов. Всего в период с 1939 по 1943 год было выпущено 4350 «Крусейдеров», а еще 1373 танка послужили базой для машин спецназначения.

Технические данные танка Mk VI «Крусейдер»
Боевая масса 15,3 т (Mk l/ll); 

20т(Мк III)

Экипаж 3 человека (Mk III); 

5 человек (Mk l/ll)

Габаритные размеры
длина 5994 мм
ширина 2642 мм
Высота 2230 мм
броня от 7 до 40 мм (Mk I), до 49 мм (Mk II) и до 51 мм (Mk III)
Вооружение 40-мм пушка OQF (Mk l/ll), 57-мм пушка (Mk III)
Боекомплект 110 выстрелов 

калибра 40 мм (Mk l/ll)

Двигатель Наффилд 

«Либерти», рядный,

карбюраторный, мощность 340 л. с.

Скорость по шоссе 43 км/ч
Запас хода по шоссе 160 км
Удельное давление
на грунт 1,05 кг/см2
Преодолеваемые препятствия
ширина рва 2,7 м
глубина брода 1,0 м
высота стенки 0,68 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше