Мк VIII «КРОМВЕЛЬ»

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ • 1942

В соответствии с принятой задолго до второй мировой войны и применявшейся только в Великобритании классификацией, все английские танки делились на легкие и скоростные крейсерские, предназначенные для решения задач, которые прежде стояли перед кавалерией (тоесть для развития достигнутого в бою успеха и преследования противника), и хорошо бронированные, но малоподвижные пехотные, предназначенные, как это явствует из названия, для непосредственной поддержки пехоты. Исходя из этого искусственного разделения формировались соответствующие требования к разработчикам бронетанковой техники. Но с началом активных боевых действий на первое место быстро вышло новое, важнейшее требование современного боя: сочетание надежного бронирования, высокой огневой мощи и подвижности.

Пытаясь устранить возникшее противоречие, командование британской армии в конце 1940 — начале 1941 года объявило конкурс на так называемый «тяжелый крейсерский танк». Прототип такого танка, буквально с первого дня работы получившего обозначение А24 и название «Кромвель», был разработан фирмой «Наффилд». Представляя собой усовершенствованный вариант уже давно выпускающегося крейсерского танка «Крусейдер», он унаследовал от него трансмиссию и силовую установку — двигатель «Либерти», который, как быстро выяснилось, оказался неспособным обеспечить гораздо более тяжелому танку необходимую скорость.

Лишь после того как в начале 1941 года фирмы «Лейланд» и «Роллс-Ройс» предложили танкостроителям свою совместную разработку — двигатель «Метеор» мощностью 600 л. с, появилась возможность получить боевую машину, удовлетворяющую предъявляемым требованиям. В январе 1942 года были построены первые опытные экземпляры нового танка, которые подверглись обширной программе жесткого тестирования. В результате первые серийные «Кромвели» (А27М) вышли из стен сборочного цеха только через год — в январе 1943 года, зато они уже были лишены большей части присущих любой новой технике «детских болезней». Правда, следует отметить, что первые «Кромвели» вооружались очень слабой для машины такого класса пушкой калибром всего 57 мм. Из-за возникших при разработке новой 75-мм танковой пушки проблем первые новые орудия полупили на вооружение лишь в конце 1943 года. Хотя к тому времени они уже успели морально устареть, это обстоятельство не помешало им исправно прослужить до конца войны.

Весь 1943 и начало 1944 года «Кром-вели» использовались в учебных центрах, а боевое крещение они приняли в июне в ходе высадки войск западных союзников в Нормандии, в составе которых они составляли основу парка 7-й английской танковой дивизии и ряда разведыватель­ных полков. После прорыва линии обороны противника под Каном «Кромвели» получили возможность выполнять те задачи, для которых они и были созданы, а именно: развивать достигнутые успехи. При поддержке вооруженных 95-мм гаубицами танков модификации MkVI и Мк VIII эскадронам «Кромвелей» за счет своей скорости и маневренности, а также численного превосходства зачастую удавалось одерживать верх над более мощными немецкими танками. Если же говорить об огневой мощи, то в этом плане английские танки тягаться с немецкими по-прежнему не могли: экипажам приходилось полагаться только на себя и на высокие динамические качества своих машин.

На заключительном этапе второй мировой войны «Кромвель» стал наиболее широко используемым английским крейсерским танком и вместе с американскими «Шерманами» состоял на вооружении всех бронетанковых частей британской армии. Всего было выпущено 500 машин «Кромвель» и 950 аналогичных ему танков «Сентор».

Помимо восьми линейных модификаций, на базе танка «Кромвель» было построено значительное количество специальных машин: инженерных, ре-монтно-эвакуационных, командирских и командно-штабных, машин передовых артиллерийских наблюдателей.

Технические данные танка Мк VIII «Кромвель» (А27М)

Боевая масса 27,9 т
Экипаж 5 человек

Габаритные размеры

длина 6350 мм
ширина 3040 мм
высота 2840 мм
Броня от 8 до 76 мм
Вооружение

 

Мк 1-1II 57-мм пушка OQF, 2х7,82-мм пулемета BESA
Mk IV/V/VA/VII 75-мм пушка MkV, 2х7,92-мм пулемета BESA

Mk VIA/MI

95-мм гаубица, 2х7,92-мм пулемета BESA
Боекомплект 64 выстрела (51 выстрел калибра 95 мм), 4950 патроновД
Двигатель «Роллс-Ройс» «Метеор», карбюраторный, мощность 600 л. с.
Удельное давление на грунт 1,03 кг/см2

Скорость

по шоссе 64 км/ч
по рокаде 29 км/ч
Запас хода по шоссе 280 км

Преодолеваемые препятствия

ширина рва 2,38 м
Высота стенки 0,9 м
глубина брода 0,9-1,2 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше