Тяжелый танк Мк V

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 1917

Первый же опыт боевого применения танков Мк I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. Поэтому уже в начале 1917 года свет увидели танки модификаций Мк II и Мк III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием.

На машинах следующей модификации — Мк IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой — 12, крыши — 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров). Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов.

Топливные баки из чрева танка были вынесены наружу — в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире. Но что более важно — топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Мк IV не случайно стал самым массовым английским танком.

С апреля по декабрь 1917 года их было выпущено около 1200 штук Танк Мк V, сменивший в производстве Мк IV в декабре 1917 года, явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, но еще более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Рикардо».

Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 года, а всего до конца войны было произведено 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».Еще одной модификацией стал Мк V со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Мк IV или Мк V. Благодаря такой несложной операции, не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с трунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев.

Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 года под Амьеном и закончилась неудачей — из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов.Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.Танки Мк IV и Мк V стали основными английскими танками периода первой мировой войны.

Несмотря на массу имеющихся недостатков, они весьма неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками — французами и американцами. Трофейные Мк IV воевали в кайзеровской армии, а Мк V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Рикардо» они использовались в Красной Армии вплоть до 1930 года. В самой же Великобритании танки Мк IV и Мк V* после окончания первой мировой войны состояли на вооружении всего лишь несколько лет. Кроме того, единичные экземпляры Мк V имелись в вооруженных силах Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков, доставшихся Красной Армии после присоединения к СССР Эстонии, даже использовались при обороне Таллинна в августе 1941 года.

Технические данные «Mk V»

Боевая масса 30 т (самец) 

28 т (самка)

Экипаж 8 человек

Габаритные размеры

длина 8060 мм
ширина 3950 мм (самец) 

3320 мм (самка)

высота 2630 мм
Броня от 6 ло 15 мм

Вооружение

самец 2×57-мм пушки «Гочкис» с длиной ствола 40 калибров, 4х8-мм пулеметов «Гочкис»
самка 5х7,7-мм пулеметов «Виккерс» 8-мм пулемёт «Гочкис»
гибрид 57-мм пушка «Гочкис» 6 пулеметов
Двигатель «Рикардо» мощность 150 л.с
Удельное давление на грунт 0,9 кг/см2
Скорость по шоссе 8 км/ч
Запас хода 40 км

Преодолеваемые препятствия

ширина рва 4,5 м
Высота стенки 1,0 м
глубина брода 1,5 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше