38М «Толди»

ВЕНГРИЯ • 1940

Выбирая танк для оснащения собственных вооруженных сил, Военное министерство Венгрии в марте 1937 года купило у шведской фирмы «Ландсверк» образец легкого танка L-60 и провело его сравнительные испытания с немецким танком PzKpfwI. Шведская машина, сконструированная работавшим в Швеции немецким инженером О. Меркером, произвела на венгров большее впечатление, и они приобрели лицензию на ее производство.

С технической точки зрения легкий танк L-60 можно смело считать одним из лучших образцов бронетанковой техники своего времени. Он имел хорошо проработанную и надежную индивидуальную подвеску катков, новейшие оптические приборы наблюдения и управления огнем, а также отличался большими углами наклона броневых листов, что повышало его бронестой-кость. В феврале 1939 года последовал заказ на 80 таких танков, получивших в честь жившего в XIV веке национального героя Венгрии обозначение 38М «Толди». Изготовить их было поручено венгерским фирмам «Ганц» и MAVAG. При этом в конструкцию танка сразу же был внесен ряд изменений: машины получили 20-мм пушку и 8-мм пулемет отечественного производства. Из-за нехватки опыта и задержек в поставках из Германии двигателей и оптических приборов серийный выпуск налаживался очень медленно: лишь в мае 1940 года первые танки поступили в войска, а выполнить заказ полностью удалось только к марту следующего года.

Боевое крещение «Тодди» получили в ходе оккупации Трансильвании в сентябре 1940 года и уже там показали себя не лучшим образом из-за множества дефектов и недоработок Моторы и элементы подвески выходили из строя примерно через 100 км пробега, правда, немалая доля вины за это лежала на плохо подготовленных механиках и водителях. После трансильванской операции «Толди» были возвращены на заводы для ремонта. Но несмотря на выявленные недостатки, весной 1941 года военные заказали еще 100 таких танков с усиленными подвеской и бронированием. Эти машины иногда называют «Толди» II. Заказ на их изготовление был выполнен в следующем году. В апреле 1941 года танки «Толди» приняли участие во вторжении в Югославию, а затем воевали на советско-германском фронте, где понесли огромные потери. В 1943 году уцелевшие машины бьли перевооружены 40-мм пушками и получили обозначение 38М «Толди» НА, а в 1944 году их переименовали в В40 «Толди».

«Толди» обладал неплохими ходовыми качествами, высокой скоростью и маневренностью, относительно большим запасом хода. Однако слабое бронирование и вооружение делали его пригодным только для ведения разведки и выполнения других вспомогательных задач, поэтому, как и все другие легкие танки, он был быстро вытеснен с арены активных боевых действий.

В 1940 году на удлиненном шасси «Тодди» началось производство нескольких десятков самоходных установок 40М«Нимрод» с 40-мм автоматической зенитной пушкой «Бофорс», которая размещалась в открытой сверху башне кругового вращения. Первоначально их предполагалось использовать в качестве истребителей танков, но в конечном итоге они оказались одними из самых удачных самоходных зенитных установок второй мировой войны, прикрывавших бронетанковые части от атак с воздуха. Всего было построено 46 ЗСУ «Нимрод».

Технические данные 38М «Толди»
Боевая масса 8,5 т
Экипаж 3 человека
Габаритные размеры
длина 4750 мм
ширина 2140 мм
высота 1872 мм
броня от 5 до 13 мм
Вооружение 20-мм пушка 36М, 

8-мм пулемет

34/37М

Боекомплект 208 выстрелов, 

2400 патронов

Двигатель .«Бюссинг» НАГ 

L8V/36 TR,

8-цилиндровый,

бензиновый,

мощность 155 л. с.

скорость по шоссе 50 км/ч
Запас хода по шоссе 200 км
Удельное давление на грунт 0,68 кг/см2
Преодолеваемые препятствия
подъем 40°
Высота стенки 0,6 м
глубина брода 0,7 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше