40М «Туран»

ВЕНГРИЯ • 1941

Желание иметь на вооружении современный средний танк и отсутствие возможности разработать его самостоятельно заставило правительство Венгрии прибегнуть к уже испытанному способу решения такой проблемы, а именно — приобрести лицензию на производство готовой машины. Поиск возможных вариантов привел венгров на переговоры с чехословацкой фирмой «Шкода», которая еще в 1938 году параллельно с ЧКД разрабатывала проект такого танка для армии своей страны. Тогда преимущество было отдано проекту ЧКД, а «Шкода» на базе легкого танка LT-35 начала разрабатывать для потенциальных зарубежных заказчиков средний танк S-IIC. В 1940 году были изготовлены прототипы с усиленным вооружением — Т-21 и Т-22. Выбор венгров пал на вариант Т-22. Поскольку Чехословакия к тому времени была оккупирована Германией, а командование вермахта не было заинтересовано в этом танке, проблем с приобретением лицензии не возникло.

В ходе испытаний выяснилось, что чехословацкий танк является «сырой», недоработанной машиной, обладающей массой недостатков, и венграм пришлось доводить его на заводах фирм «Ганц», MAVAG и Манфред Вайс». Из-за отсутствия чертежей и несовершенства конструкции многие узлы пришлось разрабатывать заново. Кроме того, венгерские инженеры заменили вооружение, усилили бронезащиту, а также создали новую трехместную башню. 3 сентябре 1940 года венгры приобрели :лицензию на танковую 40-мм пушку А17 фирмы «Шкода», доработали ее и постави-ли на новую, по сути, машину с мотором венгерской фирмы «Манфред Вайс». Первый прототип танка, получившего обозначение 40М «Туран», был готов 8 июля 1941 года, а его серийное производство началось в апреле 1942 года сразу на четырех заводах Всего до весны 1943 года было выпущено 285 машин. Слабость вооружения «Турана» с 40-мм пушкой была очевидной, и уже в мае 1941 года началась разработка модернизированного варианта с 75-мм короткоствольной пушкой производства фирмы MAVAG. Для установки нового орудия пришлось существенно изменить конструкцию башни. В мае 1942 года новый танк под обозначением 41М «Туран» 75 (или «Туран» II) был принят на вооружение, но в войска поступил только через год. Всего до июня 1944 года было построено 129 таких танков. С начала 1944 года на них стали устанавливаться противокумулятивные 8-мм экраны. В 1943 году была предпринята попытка установить на «Туран» II 75-мм длинноствольную пушку 43М, но претворить в жизнь этот замысел не удалось, был построен только прототип.

Танки «Туран» принимали активное участие в боях на Восточном фронте, но ничем себя там не проявили, поскольку оказались малонадежными, слабовооруженными (даже с 75-мм пушкой), сложными в производстве и обслуживании. Они несли большие потери и к апрелю 1945 года практически все были уничтожены.

Танк «Туран» послужил базой для создания в 1943-1944 годах 66 единиц 105-мм САУ 43М «Зриньи» II, по компоновке напоминавших немецкие штурмовые орудия: в лобовом листе полностью бронированного корпуса устанавливалась короткоствольная гаубица. Она могла стать неплохой машиной типа StuG III, если бы не унаследовала все недостатки базового танка.

Технические данные Средний танк 40М «Туран»
Боевая масса

19,2 т

Экипаж 5 человек
Габаритные размеры
длина 5500 мм
ширина 2440 мм
высота 2430 мм
броня от 13 до 50 мм
Вооружение 75-мм пушка 41М, 

2х8-мм пулемет

Боекомплект 56 выстрелов, 

1800 патронов

Двигатель

Z-TURAN

карбюраторный

мощность 260 л. с.

Удельное давление на грунт 0,69 кг/см2

Скорость по шоссе

43 км/ч
Запас хода по шоссе 150 км
Преодолеваемые препятствия
подъем 40°
Высота стенки 0,8 м
глубина брода 0,9 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше