Самоходная артиллерийская установка «Хуммель»

ГЕРМАНИЯ • 1942

Последней тяжелой самоходной артиллерийской установкой огневой поддержки войск, разработанной конструкторами фирмы «Алкетт», стала 150-мм гаубица, установленная на шасси GW HI/TV, созданное специально для этой цели из уже хорошо отработанных узлов самых массовых серийных танков вермахта PzKpfw III и PzKpfw IV. Хотя первоначально такое решение рассматривалось как временное (до создания специализированного универсального шасси для самоходной артиллерии), получившаяся гибридная конструкция оказалась весьма удачной и затем широко применялась для постройки не только 150-мм самоходной гаубицы, но и эффективного 88-мм истребителя танков, известного под названием «Насхорн». Для увеличения внутреннего объема боевого отделения шасси было, по сравнению с PzKpfw IV, несколько удлинено, а двигатель вынесен вперед, что позволило к тому же несколько уменьшить высоту рубки. Ствол орудия находился на высоте 2,3 м — очень неплохо для машины такого типа.

Первые самоходки, получившие официальное обозначение 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV , а несколько позднее и имя собственное «Хум-мель» («Шмель»), были выпущены в самом конце 1942 года. Всего же до завершения производства в конце 1944 года цеха заводов компаний «Алкетт» и «Дойче Эйзенверке» покинуло 666 таких машин (по другим данным — 724), обладавших, как показала практика, наряду с массой достоинств, и одним существенным недостатком — малым возимым боекомплектом всего из 18 выстрелов, из-за чего приходилось достаточно часто прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов. Они, как правило, представляли собой те же САУ, только без вооружения. На четыре самоходные гаубицы приходился в среднем один транспортер боеприпасов, чего было явно недостаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин просто не хватало шасси, поэтому после выпуска фирмой «Дойче Эйзенверке» около 150 транспортеров их производство пришлось прекратить. Поскольку в конструкции подвозчиков боеприпасов «Хуммель» была заложена возможность быстрой и простой, возможной даже в полевых условиях, переделки в боевую машину, многие транспортеры завершили свой путь в качестве самоходных гаубиц.

В целом «Хуммель» оказался чрезвычайно мощным и эффективным оружием, поэтому спрос на него, как на превосходное средство огневой поддержки, был очень высок. Но поскольку промышленность Германии не могла удовлетворить запросы армии полностью, «Хуммели» поступали на вооружение только элитных частей — в основном танковых дивизий войск СС. Так как в составе танковых соединений самоходные гаубицы из-за отсутствия специальных средств управления огнем не могли использоваться по своему прямому назначению — в качестве штурмовых орудий, когда могли бы проявить свои возможности в полной мере, они превратились, по сути, в дополнительное, исключительно мощное огневое средство, способное вести огонь прямой наводкой по всем целям, попадающим в поле зрения наводчика. В новом качестве «Хуммели» прекрасно зарекомендовали себя, хотя в целом такое их использование признать максимально эффективным никак нельзя. Но в 1943 году Восточный фронт был как раз тем театром военных действий, где в расчет, прежде всего, принималась огневая мощь, а в этом плане «Хуммель» всегда был на высоте.

Первые САУ поступили в войска весной 1943 года, а их боевое крещение состоялось летом под Курском. Затем «Хуммели» активно применялись в ходе всех основных сражений заключительного эта­па войны, в том числе на Сандомирском плацдарме, в Арденнах и под Балатоном.

Технические данные танка «Хуммель»

База Cпециализированное шасси
GW III/IV
Боевая масса 23,5 т
Экипаж 6 человек
Габаритные размеры
длина 7170 мм
ширина 2970 мм
высота 2810 мм
клиренс 400 мм

Броня

лоб корпуса 30 мм
борт 20 мм
корма 20 мм
рубка 10 мм
Вооружение 150-мм гаубица sFH 18/1 L/30, пулемет MG 34 калибра 7,92 мм
Боекомплект 18 выстрелов, 

600 патронов

Двигатель «Майбах» HL 120TRM, карбюраторный, мощность 300 л. с.
Максимальная скорость по шоссе 42 км/ч

Запас хода

по шоссе 215 км
по рокаде 130 км
Удельное давление на грунт 0,85 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 30°
ширина рва 2,25 м
высота стенки 0,6 м
глубина брода 1,0 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше