ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ФЕРДИНАНД ЭЛЕФАНТ»

ГЕРМАНИЯ • 1943

Принятая в Германии практика проводить отбор запускаемых в производство новых образцов бронетехники на конкурсной основе наряду с бесспорными достоинствами имела также и некоторые негативные последствия, особенно неприятные в условиях острейшего дефицита сырья и материалов. К их числу можно отнести проблему, возникавшую перед конкурсантом-неудачником, остававшимся с некоторым количеством завершенных, но никому не нужных боевых машин. После того как предложенный Фердинандом Порше на конкурс по разработке нового тяжелого танка проект был отвергнут, на заводе фирмы «Нибелунген» осталось 90 находящихся на разных стадиях готовности шасси. Чтобы не отправлять сложные и дорогие машины на слом, было решено использовать их в качестве базы для создания самоходной артиллерийской установки, которая благодаря высокой огневой мощи могла бы стать грозным истребителем танков.

Правда, для этого конструкцию шасси пришлось кардинально переработать. Поскольку выбранная для вооружения самоходки 88-мм пушка имела ствол длиной 71 калибр, то для ее установки боевое отделение пришлось разместить сзади перед агрегатами электрической трансмиссии, а два двигателя, вращавших ротор питавшего силовые электромоторы генератора, вынести в переднюю часть корпуса. Для надежной защиты экипажа рубка внушительных раз­меров была полностью закрытой и имела рациональные углы наклона боковых бро-нелистов. Еще одной особенностью новой САУ было то, что броневые плиты соединялись между собой с помощью шипов и шпонок и лишь затем сваривались, благодаря чему корпус самоходки отличался повышенной механической прочностью. Первоначально машина, получившая офи­циальное обозначение 8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjager «Tiger» (Р), в честь своего создателя была названа «Фердинандом», но позднее по специальному распоряжению от 1 мая 1944 года несколько модернизированная самоходка была переименована в «Элефант».

Обладавшая превосходными характеристиками пушка позволяла «Фердинанду», оставаясь недосягаемым, расправляться с большинством танков противника. И это неудивительно, ведь он мог вести прицельный огонь с дистанции 4 км, а с расстояния в 1000 м подкалиберные снаряды его орудия пробивали гомогенную броню толщиной 193 мм. Отметим также рекордную для всех- САУ скорострельность — 10 выстрелов в минуту, достигнутую во многом благодаря введению в состав экипажа сразу двух заряжающих. Но вместе с тем конструкторы допустили непростительную оплошность, не предусмотрев никакого вооружения для ближнего боя. Этот стоивший жизни многим экипажам недостаток был устранен лишь после модернизации, когда на самоходке появился пулемет в шаровой установке.

Мощное бронирование, достигавшее 200 мм, делало «Фердинанд» неуязвимым для лобовых атак, но за это пришлось заплатить чрезмерным весом и, как следствие, плохой проходимостью и невысокой мобильностью. По этой причине перед любым выходом самоходок на боевую операцию приходилось проводить тщательную разведку предполагаемого маршрута, что, естественно, снижало эффективность их применения.

Командование вермахта возлагало на новый истребитель танков большие надежды, поэтому два сформированных второпях батальона, по 45 машин в каждом, были спешно отправлены на Восточный фронт в мясорубку Курской битвы. «Фердинанды» возглавили силы прорыва в бою у станции Поныри, но попали на минное поле и под огонь с флангов, в результате чего многие из них были уничтожены. Эта неудача послужила для немецкого командования хорошим уроком, и впоследствии грозные истребители танков применялись более осмотрительно. Используемые в качестве подвижных огневых точек, они смогли быстро восстановить свою пошатнувшуюся репутацию. По немецким данным, в период с июля по ноябрь 1943 года «Фердинанды» из состава 653-го и 654-го батальонов при собственных потерях в 42 машины уничтожили 556 советских танков. Даже если предположить, что эта цифра завышена, все равно получается отличный результат, наглядно подтверждающий высокие боевые качества немецких самоходок

В конце 1943 года все истребители танков «Фердинанд» были отозваны с Восточного фронта, прошли модернизацию и затем успешно воевали в Италии. Зимой 1944-1945 годов еще остававшиеся в строю самоходки приняли участие в последнем крупном контрнаступлении вермахта в Арденнах.

Технические данные танка «Элефанта»

База шасси тяжелого танка VK 4501 (Р)
Боевая масса 65,2 т
Экипаж 6 человек

Габаритные размеры

длина 8140 мм
ширина 3380 мм
высота 2970 мм
клиренс 480 мм

Броня

лоб корпуса и рубки 200 мм
борт и корма 80 мм
крыша 30 мм
днище 20-50 мм
Вооружение 88-мм пушка

РаК43 L/71, пулемет MG 34 калибра 7,92 мм

Боекомплект 55 выстрелов,

600 патронов

Двигатель «Майбах»

HL120TRM, карбюраторный, два мощностью по 300 л. с.

Скорость по шоссе 30 км/ч
Запас хода по шоссе 150 км
Удельное давление на грунт 1,24 кг/см^

Преодолеваемые препятствия

подъем 22°
ширина рва 2,64 м
высота стенки 0,78 м
глубина брода 1,0 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше