Истребитель танков «Ягдпантера»

ГЕРМАНИЯ • 1943

Имея в арсенале превосходную длинноствольную 88-мм пушку, созданную на базе уже отлично зарекомендовавшего себя в борьбе с танками зенитного орудия, немецкие конструкторы предприняли не одну попытку установить ее на танковое шасси, но на первом этапе ни одну из них нельзя было признать по-настоящему удачной. «Элефант» оказался чересчур тяжелой, ненадежной, очень сложной в производстве и обслуживании машиной, а шасси танка PzKpfw IV было слабовато для установки массивного орудия и хорошо бронированной рубки. Гораздо более подходящим для этой цели оказалось шасси «Пантеры». Решение использовать его в качестве базы для создания новой САУ было принято Управлением вооружений вермахта 3 августа 1942 года, то есть тогда, когда работы над базовым танком еще были в самом разгаре.

Первоначально реализация проекта была поручена фирме «Крупп», которая в то время уже работала над установкой 58-мм орудия на шасси танка PzKpfw IV , но 15 октября 1942 года было принято решение о передаче дальнейшей разработки фирме «Даймлер-Бенц». 5 января 1943 года на заседании технической комиссии концерна был определен ряд требований к будущему образцу (тогда он назывался S.8 cm Sturmgeschutz). Первоначально но-вую машину предполагалось унифицировать с проектировавшимся в то же время танком «Пантера» II, однако после принятия 4 мая 1943 года Министерством вооружений решения о временном замораживании проекта «Пантера» II разработчикам самоходки в целях унификации с танком «Пантера» пришлось в уже имеющуюся конструкцию внести ряд существенных изменений.

В результате всех этих перетурбаций, а также переноса производства на завод фирмы MIAG первый образец крайне необходимой фронту боевой машины, получившей обозначение Panzerjager V «Ягдпантера», был продемонстрирован Гитлеру только 20 октября 1943 года и немедленно получил его одобрение. На оставшееся в практически неизменном виде шасси базового танка была установлена хорошо бронированная рубка с совершенным баллистическим профилем. Ограниченый угол наводки в горизонтальной плоскости мог бы стать существенным недостатком, если бы не отличная система управления «Пантеры», позволявшая легко разворачивать корпус самоходки и обеспечивавшая высокую точность наведения на цель мощного орудия, бронебойные снаряды которого на дистанции 1000 м пробивали 193-мм броню. Учитывая, что «Ягдпантере» всегда приходились быть обращенной к противнику толстой лобовой броней, она становилась очень грозным и зачастую практически неуязвимым оружием.

Первые машины начали поступать в войска в феврале 1944 года. Предполагалось, что «Ягдпантеры» будут выпускаться в объеме 150 единиц в месяц, но из-за постоянных бомбежек заводов авиацией западных союзников и того обстоятельства, что эта самоходка была создана на базе основного и, пожалуй, лучшего танка вермахта, производству которого был отдан высший приоритет, фирмам MIAG и MNH удалось до апреля 1945 года построить всего 392 машины (по другим данным — 413). Можно сказать, войскам стран антигитлеровской коалиции повезло, поскольку «Ягдпантера» — безусловно, самая удачная из немецких и, по мнению многих специалистов, лучшая противотанковая САУ второй мировой войны — была чрезвычайно эффективным средством борьбы с советскими и союзными танками.

Истребители танков «Ягдпантера» поступали на вооружение только тяжелых истребительно-противотанковых батальонов, подчинявшихся напрямую командованию крупнейших соединений, как правило, армий, которые вели бои на важнейших направлениях, и активно использовались на всех фронтах вплоть до самых последних дней войны.

 

Технические данные истребителя танков «Ягдпантера»

База шасси среднего 

танка PzKpfw V «Пантера»

Боевая масса 46,2 т
Экипаж 5 человек

Габаритные размеры

длина 9920- мм
ширина 3420 мм
высота 2720 мм
клиренс 560 мм

Броня

лоб 80 мм
борт

50 мм

корма 40 мм
крыша 25 мм
днише

16 мм

Вооружение 88-мм пушка 

РаК43/3 L/71, пулемет MG 34 калибра 7,92 мм

Боекомплект 57 выстрелов, 

600 патронов

Двигатель «Майбах» 

HL 230P30, карбюраторный, мощность 700 л. с

Скорость по шоссе 55 км/ч
Запас хода по шоссе 250 км
Удельное давление на грунт 0,90 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 30°
ширина рва 2,45 м
высота стенки 0,9 м
глубина брода 1,55 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше