Истребитель танков «Ягдтигр»

ГЕРМАНИЯ • 1944

Следуя традиции, сформировавшейся еще в первые годы войны и заключавшейся в использовании уже стоящего на вооружении танка для переделки в САУ путем установки на его шасси пушки большего калибра, немецкие конструкторы сразу же увидели в тяжелом танке PzKpfw VI Ausf. В «Тигр» II прекрасную базу для создания чрезвычайно мощной самоходки. Поскольку сам танк был вооружен 88-мм пушкой, то ставить на САУ следовало, по логике, более мощное 128-мм орудие, также созданное на базе зенитного. Хотя начальная скорость его снаряда была меньше, чем у 88-мм пушки, на больших дистанциях бронепробиваемость была выше. С этим орудием новая самоходка должна была стать самой мощной немецкой серийной машиной второй мировой войны, которой на поле боя отводилась роль поддержки пехоты и уничтожения вражеской бронетехники на дальних дистанциях.

Разработка новой САУ, получившей сначала обозначение «Ягдпанцер» VI, а затем переименованной в «Ягдтигр», началась в феврале 1943 года, а 20 октября деревянный макет прототипа был представлен Адольфу Гитлеру. Два прототипа, один с подвеской конструкции Фердинанда Порше и один с подвеской фирмы «Хеншель», были закончены к февралю 1944 года. Начать производство планировалось в декабре 1943 года, но фактически к нему удалось приступить только в июле 1944. Впрочем, и тогда производство «Ягдтигров» разворачивалось

очень медленно, поскольку приоритетным считался выпуск основных боевых танков. Лишь в январе 1945 года акцент был перенесен на сборку «Ягдтигров», но катастрофическая военная и экономическая ситуация Германии не позволила увеличить объем выпуска самых мощных в мире истребителей танков того времени. Всего с июля 1944 по март 1945 года из 150 заказанных фирмой «Нибелунген» самоходных установок было выпущено всего 77 (в 1944 году — 48 и в 1945 — 29).

Шасси «Ягдтигра» конструктивно осталось тем же, что и на базовом танке, его лишь удлинили на 25 см. На нем устанавливалась крупногабаритная рубка с большими углами наклона броневых листов. Поскольку маска пушки не позволяла продлить лобовой лист вверх, как на «Ягдпантере», конструкторам пришлось установить лобовую броню с вырезом в несколько десятков сантиметров на верхнюю часть корпуса. Толщина этого броневого листа достигала более чем внушительной цифры 250 мм.

Даже если не принимать во внимание сложности производства машин такого класса, «Ягдтигр» изначально имел очень существенный недостаток — чрезмерный вес, из-за чего двигатель и трансмиссия работали на пределе своих возможностей и, естественно, часто выходили из строя. Самоходка могла передвигаться только по хорошим дорогам, а проезд через мосты и преодоление водных преград вброд стали для экипажей настоящим кошмаром. И хотя на бумаге характеристики «Ягдтигра>> сохранились на уровне базового танка, в действительности он потреблял гораздо больше горючего и при этом имел значительно меньший запас хода. Для испытывавшей острый дефицит топлива воюющей страны производство и эксплуатация таких машин были непозволительной роскошью.

Как и базовые танки «Тигр» II, истребители танков «Ягдтигр» использовались малыми группами на наиболее опасных направлениях, причем мощная пушка самоходки отлично справлялась как с любыми танками противника, так и, в силу огромного разрушительного действия фугасного снаряда, с небронированными целями и живой силой. Очень быстро выяснилось, что самым главным недостатком «Ягдтигров» была их невысокая подвижность, поэтому они принимали участие в последних сражениях второй мировой войны только на Западном фронте.

Первый батальон тяжелых самоходных установок «Ягдтигр» был сформирован летом 1944 года, но боевое крещение они получили только 10 марта 1945 года в районе Ремагена на Рейне. Новые немецкие истребители танков уничтожали любые американские и английские танки с запредельной для тех дистанции 2500 м. Поэтому неудивительно, что борьба с «Ягдтиграми>> была возложена союзниками в основном на свою авиацию, безраздельно господствовавшую в воздухе.

Технические данные истребителя танков «Ягдтигр»

База Шасси тяжелого танка PzKpfw VI Ausf. В «Тигр» II
Боевая масса 75,4 т
Экипаж 6 человек

Габаритные размеры

длина 10 564 мм
ширина 3625 мм
высота 2945 мм
клиренс 480 мм

Броня

лоб корпуса 1 50 мм
лоб рубки

250 мм

борт

80 мм

корма

80 мм

крыша

40 мм

днище

40 мм

Вооружение 128-мм пушка 

РаК 44 L/55, пулемет MG 34 калибра 7,92 мм

Боекомплект 40 выстрелов, 

1500 патронов

Двигатель «Майбах» 

HL 230P45, карбюраторный, мощность 700 л. с.

Скорость по шоссе 41,5 км/ч
Запас хода по шоссе 170 км
Удельное давление на грунт 1,02 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 35°
ширина рва 2,5 м
высота стенки 0,85 м
глубина брода 1,75 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше