ЛЕГКИЙ ТАНК PzKpfw I

ГЕРМАНИЯ • 1934

Согласно положениям кабального Версальского договора потерпевшей поражение в первой мировой войне Германии запрещалось заниматься разработкой и производством боевой техники, поэтому все свои работы в этой области немцам приходилось тщательно скрывать. Это касалось, естественно, и танков — основной ударной силы сухопутных войск. Поскольку единственной лазейкой для создания подобной техники бы-ли малые бронированные невооруженные учебные машины весом до 5 т, то за нее и ухватились. Идея создания танка, отвечающего требованиям по массе, но вооруженного хотя бы пулеметом и предназначенного не только для обучения личного состава, но и оснащения будущих танковых дивизий, исходила от отца германского танкостроения — в то время подполковника Гейнца Гудериана. Являясь начальником штаба инспектора автомобильных войск рейхсвера Освальда Луща, он сумел убедить шефа в необходимости производства таких машин.В 1932 году Управлением вооружений рейхсвера были разработаны и переданы специалистам компаний «Даймлер-Бенц», -Рейнметалл-Борзиг», MAN, «Хеншель» и -Крупп» тактико-технические требования на 5-тонный танк. В целях дезинформации проект получил название LaS Landwirtschaftlicher Schlepper — «сельскохозяйственный тягач»). Поскольку конструкторские работы основывались на уже имеющемся опыте кооперации со шведской фирмой «Ландсверк» и предыдущих «секретных» проектах (например, концерн «Крупп» уже располагал практически готовым проектом так называемого «малого трактора» LKA), дело шло быстро, и еще до конца года фирмы-соперницы представили свои прототипы. Все они были похожи друг на друга, но выбор заказчика пал на крупповский LKA, причем победа концерна была предопределена не более высокими техническими показателями представленной машины (как показала практика, боевой потенциал танка был крайне низким), а возможностью быстрого развертывания серийного производства и дешевизной. Интересный факт — конструкторы фирмы «Крупп» частично позаимствовали дизайн шасси своего «трактора» у английской танкетки «Карден-Ллойд» Мк IV, два экземпляра которой были тайно приобретены в Советском Союзе. Но в этом нет ничего удивительного: в те годы СССР активно помогал Германии возрождать военную промышленность и готовить кадры для вооруженных сил.Производство опытных образцов танка, получившего обозначение 1 LaS Krupp, было поручено фирме «Хеншель», и летом 1933 года пять первых машин прошли испытания на Куммерсдорфском полигоне, в ходе которых выявилась низкая надежность конструкции в целом, а особенно трансмиссии и ходовой части. В результате их пришлось серьезно доработать. Первые 15 серийных танков были готовы к концу апреля 1934 года. Причем собраны они были на заводах пяти фирм: «Даймлер-Бенц», «Рейнметалл-Борзиг», MAN, «Хеншель» и «Крупп». Целью такого, казалось бы, нелогичного распыления производства было желание подготовить персонал и оборудование этих заводов для будущего массового производства танков и приобрести опыт, необходимый для создания впоследствии новых боевых машин.В 1933 году, после прихода к власти Гитлера и его отказа соблюдать условия Версальского договора, о формировании танковых частей было заявлено уже официально. Вскоре танк 1 LaS Кшрр сменил на PzKpfw I (или сокращенно — Pz I) Ausf. А. Одновременно была принята и единая система обозначений для всех подвижных средств вермахта.Хотя PzKpfw I создавался в первую очередь как тренировочная машина для подготовки кадров танковых войск и изначально использовать его в боевых действиях не предполагалось, жизнь внесла свои коррективы, и танку пришлось воевать на полях сражений вплоть до 1942 года. Это был дешевый, быстрый и маневренный танк, но его бронезащита и вооружение оставляли желать лучшего. Кроме того, PzKpfw I стал настоящим пропагандистским оружием Национал-социалистической немецкой рабочей партии, участвуя практически во всех проводимых ею мероприятиях: от военных парадов до праздников любого уровня. Его можно смело назвать «шоу-танком» третьего рейха, призванным продемонстрировать его военное могущество. Танк PzKpfw I имел несколько модификаций и послужил базой для создания целого ряда других боевых машин, но речь об этом пойдет в следующем разделе.

PzKpfw I. Модификации и боевое применение

Легкий танк PzKpfw I имел две основные модификации: Ausf. A и Ausf. В, отличавшиеся в основном подвеской и двигателями. Танки версии Ausf. А выпускались с июля 1934 по июнь 1936 года (изготовлено 477 единиц), тогда как Ausf. В — с августа 1935 по июнь 1937 года (построено 1016 машин). И те, и другие производились на заводах концернов «Хеншель», MAN, «Крупп» и «Даймлер-Бенц». Буквально сразу же после принятия на вооружение танка модификации Ausf. А выявилась его недостаточная энерговооруженность, мощности 57-сильного двигателя для машины весом более 5 т было недостаточно, он быстро перегревался и выходил из строя. Именно это обстоятельство по¬служило причиной разработки модернизированной версии Ausf. В с двигателем «Майбах» мощностью 100 л. с. Помимо двигателя, танки новой модификации получили измененную ходовую часть, в конструкцию которой была добавлена еще одна па¬ра опорных катков, а направляющее колесо для улучшения маневренности было поднято с грунта. Из-за этого длина ма¬шин Ausf. В, по сравнению с предшественниками, увеличилась на 400 мм. Изменилось и вооружение: пулеметы MG 13 были заменены новыми MG 34, что, конечно же, не могло существенно повлиять на огневую мощь танка. В 1935 году была предпринята попытка на один из танков PzKpfw I Ausf. А установить дизельный двигатель «Крупп» М601, но из него удалось выжать всего 45 л. с, чего было крайне недостаточно. Идея танка с дизелем была благополучно похоронена.

В последующем делались попытки создать новые конструкции в развитии линии PzKpfw I, но дальше выпуска пробной партии из 46 танков модификации Ausf. С (они вооружались 20-мм пушкой и на них впервые была применена ходовая часть, состоявшая из установленных в шахматном порядке опорных катков) и прототипа Ausf. D дело не пошло.

Наконец, в 1939 году появился новый вариант легкого танка PzKpfw I — Ausf. F, предназначенный для использования во взаимодействии с пехотой в качестве хорошо бронированной пулеметной установки или командирской машины. Основной отличительной чертой этого танка было мощное бронирование, толщина которого достигала 80 мм. Ходовую часть производила фирма «Краусс Маффей», а корпус и башню — фирма «Даймлер-Бенц». Благодаря плотной компоновке, экипажу из двух человек и малым размерам все основные броневые поверхности, включая и корму, удалось выполнить одинаковой толщины. Вооружение танка состояло из все той же спаренной системы пулеметов калибра 7,92 мм. В качестве силовой установки для машины, вес которой возрос до уровня среднего танка и составлял 21 т, был выбран двигатель мощностью 150 л. с, но и он смог обеспечить максимальную скорость всего в 25 км/ч. Впрочем, для танка непосредственной поддержки пехоты больше и не требовалось. Опытная машина была построена в июне 1940 года, но первые серийные танки вышли из сборочного цеха лишь в конце 1942 года. Всего было произведено 30 единиц, после чего заказ аннулировали. В 1943 году 8 танков этого типа были отправлены на Восточный фронт. Остальные использовались для охраны тыловых коммуникаций и в боевых действиях против партизан на захваченной территории Советского Союза и в Югославии, где проявили себя очень даже неплохо.

Шасси танка PzKpfw I Ausf. В послужило базой для создания первых самоходных орудий вермахта: противотанковых САУ Pzjag I, вооружавшихся чешской 47-мм пушкой, и САУ поддержки пехоты sIG 33 со 150-мм гаубицей. Кроме того, на базе PzKpfw I выпускались командирские, зенитные, инженерные и огнеметные танки, а также ряд других машин специального назначения.

Боевое крещение танки PzKpfw I получили в 1936 году во время гражданской войны в Испании, где около 100 машин модификаций Ausf. А и Ausf. В применялись националистами генерала Франко, а также в составе добровольческого легиона «Кондор». Боевые действия наглядно продемонстрировали, что танки PzKpfw I по всем статьям уступают советским Т-26 и БТ-5, которые использовали республиканцы и воевавшие на их стороне интернационалисты. Тонкая броня могла защитить экипаж только от огня стрелкового оружия, а спаренные пулеметы годились лишь для борьбы с живой силой противника. Несколько машин, захваченных республиканцами, были с целью повышения их огневой мощи перевооружены французскими 25-мм пушками «Гочкис», но такой путь улучшения боевых качеств PzKpfw I оказался неэффективным, поскольку штатная башня танка была слишком мала для установки даже самого малокалиберного орудия.

Несмотря на все выявившиеся недостатки, танки PzKpfw I не только интенсивно применялись на предвоенных маневрах, на которых отрабатывались тактика и приемы блицкрига, и пропагандистских акциях, но и в боевых действиях первого этапа второй мировой войны. PzKpfw I стал основным танком вермахта во время польской кампании (в строю тогда насчитывалось 1445 таких машин — примерно половина от всего танкового парка), в ходе которой он понес серьезные потери. В результате по состоянию на 1 мая 1940 года, накануне начала немецкого наступления на Западе, в танковых и легких дивизиях вермахта имелось лишь 523 бое готовых танка PzKpfw I, a 22 июня 1941 года вермахт сумел выставить против СССР только 410 машин этого типа. До конца года большинство из них были выведены из состава действующих танковых частей и либо переделаны в подвозчики боеприпасов, либо переданы в полицейские и антипартизанские подразделения. Некоторое число танков без надстроек использовалось различными полувоенными нацистскими организациями в учебных целях, а 511 башен с PzKpfw I были использованы при постройке укреплений оборонительных линий «Атлантический вал», «Померанская стена» и у города Кестрин. Хотя PzKpfw I и не смог проявить себя как боевой танк в полном смысле этого слова, из него получилась отличная машина для подготовки танкистов, и в этом качестве он прослужил вплоть до окончания войны. И еще. Многие ставшие впоследствии знаменитыми немецкие танкисты-асы приняли боевое крещение именно на этом танке.

Технические данные танка PzkPfw I

PzkPfw I Aust . B

PzkPfw I Aust . F

Боевая масса 5,9 т 21 т
Экипаж 2 человека 2 человек

Габаритные размеры

Длина 4420 мм 4379 мм
Ширина 2060 мм 2640 мм
Высота 1720 мм 2050 мм
Клиренс 295 мм Нет данных
Броня
Лоб 13 мм 80 мм
Борт корма 13 мм 80 мм
крыша 6 мм 10 мм
днище 6 мм 10 мм
башня 13 мм 80 мм

Вооружение

2×7,92 мм пулемета MG 13 (позже MG 34) 2×7,92 мм пулемета MG 34
Боекомплект 2250 патронов 2250 патронов
двигатель «Майбах» HL 38TR карбюраторный, мощность 100 л. с. «Майбах» HL 45P карбюраторный, мощность 150 л. с.
Удельное давление на грунт 0,42 кг/см2 Нет данных
Скорость по шоссе 40 км/ч 25 км/чс
Запас хода по шоссе 175 км/чс 150 км/чс

Преодолеваемые препятствия

подъем 30°

30°

высота стенки 0,37 м

0,33 м

Ширина рва 1,4 м 1,5 м
Глубина брода 0,6 м 0,57 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше