Легкий танк PzKpfw II

ГЕРМАНИЯ • 1935

Еще в начале производства первого серийного танка вермахта PzKpfw I многим специалистам, а в первую очередь Хайнцу Гу-дериану, было ясно, что не только для создания полноценных бронетанковых войск, но и даже для временного (до появления более мощных боевых машин) их оснащения танков с чисто пулеметным вооружением явно недостаточно. Поэтому уже в конце 1934 года Управлением вооружения сухопутных войск Германии были сформулированы тактико-технические требования на танк массой до 10 т, вооруженный 20-мм пушкой, который, так же как и его предшественник, рассматривался как временный вариант и предназначался в первую очередь для подготовки личного состава панцерваффе.Прототипы нового танка, по соображениям секретности получившего обозначение LaS 100 (Landwirtschaftlicher Schlepper — «сельскохозяйственный тягач»), на конкурсных началах разрабатывались компаниями «Крупп», «Хеншель» (только шасси), «Даймлер-Бенц» и MAN (только шасси). Весной 1935 года свой прототип LKA 2 комиссии представила фирма «Крупп». Он представлял собой увеличенную копию прототипа LKA 1, ставшего основой для создания танка PzKpfw I, с минимальным числом конструктивных доработок и новым вооружением. Однако этот и остальные предложенные проекты в полной мере заказчика не устроили, и в результате в производство была передана комбинированная машина с шасси от фирмы MAN и корпусом от «Даймлер-Бенц». Подрядчиками по серийному выпуску должны были стать фирмы MAN, «Даймлер-Бенц», FAMO, «Вег-манн» и M1AG.

В конце 1935 года первые 10 танков LaS 100 (позже их переименовали в PzKpfw II Ausf. al) были построены на заводе MAN. Они оснащались карбюраторными двигателями «Май-бах» мощностью 130 л. с. Скорость движения по шоссе достигала 40 км/ч, а запас хода составлял 210 км. Толщина брони колебалась в пределах от 5 до 14,5 мм и могла обеспечить экипажу из трех человек защиту лишь от огня стрелкового оружия. Вооружение нового танка состояло из 20-мм пушки KwK 30 и спаренного с нею пулемета калибра 7,92 мм. Танки модификации Ausf. al, так же как и появившиеся вскоре танки вариантов Ausf. а2, аЗ и b (всего до марта 1937 года было построено 100 единиц), являлись, по сути, опытными образцами, которые поступили в вермахт для всесторонних испытаний, но из-за нехватки бронетехники остались в строю до середины 1941 года. Их подвеска, по большому счету, представляла собой несколько модифицированную подвеску танка PzKpfw I и состояла из трех пар опорных катков малого диаметра, соединенных внешней балкой. В целом первые варианты танка PzKpfw II были очень похожими и отличались лишь незначительными деталями.

Полномасштабные испытания всех этих танков в войсках выявили целый ряд существенных недостатков в конструкции ходовой части, поэтому в целях их устранения в 1937 году был разработан совершенно новый тип шасси. Впервые его применили на 200 машинах модификации Ausf. с. Ходовая часть теперь состояла из пяти подвешенных на полу эллиптических рессорах опорных катков среднего диаметра. Новая конструкция ходовой части заметно повысила плавность хода при движении по пересеченной местности, а также скорость по шоссе и оставалась неизменной во всех последующих модификациях, за исключением стоящих несколько особняком вариантов D, Е и L Более подробно речь о них, а также других модификациях танка PzKpfw И пойдет в следующем разделе.

Легкий танк PzKpfw II . Модификации и боевое применение

В 1937 году на заводе фирмы «Хеншель» в Касселе началось серийное производство наиболее массовых модификаций танка PzKpfw II — Ausf. А, В и С, которые представляли собой несколько модернизированные версии варианта Ausf. с с более мощным 140-сильным двигателем и отличались друг от друга совсем незначительно. Месячный выпуск составлял 20 машин. В марте 1938 года производство было перенесено на завод «Ал-кетт» в Берлине, а объем месячного выпуска вырос до 30 машин. Всего же до апреля 1940 года было построено 1088 танков этих модификаций. С мая 1938 по август 1939 года фирмами «Даймлер-Бенц» и MAN для оснащения танковых батальонов легких дивизий было выпущено 143 так называемых «скоростных танка» (Schnellkampfwagen) модификаций D и Е, отличавшихся от предыдущих ходовой частью типа Кристи, состоящей из четырех опорных катков большого диаметра, и перекомпонованным кор­пусом, толщина броневых листов которого возросла до 30 мм.

Хотя, как уже говорилось, танки PzKpfw II предназначались в первую очередь для учебных целей, острая нехватка более мощных легких танков PzKpfw 35(t) и PzKpfw 38(t), а также средних PzKpfw III и IV вынудила командование вермахта при0нять 27 ноября 1939 года решение о выпуске новой, модифицированной серии танков PzKpfw II — Ausf. F. Танки этой серии получили корпус новой конструкции с усиленной броне защитой (толщина лобовой брони достигала 30 мм), а часть из них — и новую 20-мм танковую пушку KwK 38. Производство машин PzKpfw II Ausf. F разворачивалось очень медленно. В 1940 году удалось выпустить только 9 экземпляров, в следующем году — 233 машины, а в 1942 году заводские цеха покинул еще 291 танк этой модификации. Танки модификаций G и J были разработаны, но выпускались в очень ограниченном количестве — к моменту их появления легкие танки как класс уже устарели и были практически вытеснены с поля боя более мощными машинами.

Несколько особняком в семействе машин PzKpfw II стоит модификация L с собственным названием «Лухс» (Luchs — «Рысь»), Новый тип танка был заказан еще в 1939 году, но прототип был готов лишь в апреле 1942 года. В серийное производство его планировалось запустить в двух версиях — с 20-мм и 50-мм пушками. Правда, выпускались танки только первого варианта. Всего в 1943 году было построено 133 «Лухса», от0личавшихся от прежних серий танков PzKpfw II новой башней многогранной формы, ходовой частью с шахматным расположением опорных катков и широкими гусеницами, что обеспечило хорошую проходимость. В целом «Лухс» оказался удачной быстроходной разведывательной машиной, но из-за стабого вооружения его боевые возможности были весьма ограниченными Боевое крещение PzKpfw II приняли на полях сражений гражданской войны в Испании в составе легиона «Кондор». Там у них, так же как и у PzKpfw I, при встречах с имевшимися у республиканцев советскими танками Т-26 и БТ-5 из-за очевидной слабости вооружения и бронирования шансов на успех практически не было, разве что в бою на близких дистанциях. А радикальное усиление вооружения, опять же, как и у PzKpfw I, было невозможно из-за малых размеров башни. Оставался единственный путь хоть как-то повысить боевые качества PzKpfw II — усилить броне защиту, что и было сделано путем навешивания на лобовые части башни и корпуса дополнительных бронелистов толщиной до 20 мм. Все эти доработки проводились в ходе ремонта, поэтому присутствовали не на всех танках.

К началу второй мировой войны легкие танки PzKpfw II, наряду с PzKpfw I, были самыми массовыми — из общего танкового парка вермахта, насчитывавшего немногим более 3000 машин, 1223 составляли PzKpfw П. Их броня без труда пробивалась снарядами 37-мм противотанковых и 75-мм полевых пушек польской армиии, поэтому в боях «двойкам» пришлось очень и очень нелегко.

К маю 1940 года, накануне наступления на Западе, в танковых и легких дивизиях вермахта насчитывалось только 955 бое готовых танков PzKpfw II, что составляло около 40 процентов материальной части всех германских бронетанковых войск Несмотря на то что во время французской кампании танковые бои носили эпизодический характер, потери среди легких танков, столкнувшихся на Западе с более серьезным, чем в Польше, противником, были весьма существенны и составили 240 машин типа PzKpfw П.

22 июня 1941 года вермахт выставил против Красной Армии 746 машин PzKpfw II различных модификаций. Они могли вести на равных бой с советскими легкими танками Т-37, Т-38 и Т-40, с Т-26 и БТ-7 могли тягаться только на очень близких дистанциях, а против Т-34 и KB «двойки» были просто беспомощны. Но главное — ожесточенность и упорство боев на Восточном фронте не могли сравниться ни с чем, испытанным вермахтом прежде. Поэтому нет ничего удивительного в том, что до конца 1941 года на Востоке были потеряны практически все задействованные там танки PzKpfw I и более 400 PzKpfw П. В дальнейшем вплоть до 1943 года, PzKpfw II применялись на передовой лишь эпизодически, да и то главным образом в качестве разведывательных машин, а основной их задачей стала борьба против партизан.

Кроме вермахта, танки PzKpfw II состояли на вооружении армий стран — союзниц Германии — словацкой, румынской, венгерской и болгарской.

База танка PzKpfw II послужила основой для создания целого ряда различных самоходных артиллерийских установок, таких как «Мардер» II, «Веспе» и «Бизон», а также саперных, мостовых и огнеметных танков.

Технические данные танка PzKpfw II

PzKpfw II Ausf. A

PzKpfw II Ausf. F

PzKpfw II Ausf. L «Лухс»
Боевая масса 8,9 т 9,5 т 11,8 т
Экипаж 3 человека 3 человека 4 человека

Габаритные размеры

длина 4810 мм 4810 мм 4630 мм
ширина 2220 мм 2280 мм 2480 мм
высота 1990 мм 2020 мм 2600 мм
клиренс 340 мм 340 мм 340 мм

Броня

лоб корпуса 14,5 мм 30 мм 30 мм
борт корпуса 14,5 мм 20 мм 2р мм
башня 14,5 мм 20-30 мм 20-30 мм
крыша 10-14,5 мм 15 мм 12 мм
днише 5 мм 10 мм 10 мм
Вооружение 20-мм автоматическая пушка KwK 30 L55 пулемет MG 34 калибра 7,92 мм 20-мм автоматическая пушка KwK 30 L55 на части танков — KwK 38), пулемет MG 34 калибра 7,92 мм 20-мм автоматическая пушка KwK 38 L55, пулемет MG 34 калибра7,92 мм
оекомплект 180 выстрелов 2250 патронов 320 выстрелов 2100 патронов 320 выстрелов, 320 выстрелов
Двигатель «Майбах» HL 62TRM карбюраторный, мощность 140 л. с. «Майбах» HL 62TRM карбюраторный, мощность 140 л. с. «Майбах» HL 66P, карбюраторный, мощность 200 л. с.
Удельное давление на грунт 0,76 кг/см’ 0,66 кг/см2 0,75 кг/см2
Скорость по шоссе 40 км/ч 40 км/ч 60 км/ч
Запас хода по шоссе 200 км 190 км 290 км

Преодолеваемые препятствия

подъем 30° 30° 30°
ширина рва 1,8 м 1,8 м 1,6 м
высота стенки 0,6 м 0,63 м 0,6 м
глубина брода 0,9 м 0,925 м 1,4 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше