Самоходная артиллерийская установка sIG 33

ГЕРМАНИЯ • 1939

Уже первые бои польской кампании 1939 года, отличавшиеся исключительной ожесточенностью, выявили необходимость в создании подвижной самоходной артиллерии, которая могла бы эффективно решать задачу подавления укрепленных огневых точек противника.

В спешном порядке на шасси двух легких танков PzKpfw I Ausf. В было установлено тяжелое пехотное 150-мм орудие sIG 30 вместе с лафетом и колесами, что заставило проектировщиков «построить» вокруг него несуразное громадное сооружение из 10-мм бронелистов. И хотя на серийных самоходках более современная гаубица sIG 33 устанавливалась на специальных подпорках без колес, рубка для защиты крупногабаритного орудия и его расчета все равно имела устрашающий вид. Высота машины выросла до 3 м, а масса — до 8,5 т. Давление на грунт, по сравнению с базовым PzKpfw I Ausf. В, сильно возросло (до 0,73 кг/см2), а удельная мощность доставшегося от базовой машины двигателя резко упала и составляла всего лишь 11 л. с. на 1 т (у базового танка — 17 л. с. на 1 т). Учитывая, что танк PzKpfw I изначально не блистал проходимостью, отличался весьма небольшим моторесурсом и при каждом удобном случае перевозился к месту сражения на грузовиках, нетрудно понять, что при эксплуатации самоходок, склонных к тому же к частым опрокидываниям на косогорах, в войсках столкнулись с очень большими проблемами.

Экипаж самоходной гаубицы, получившей официальное обозначение 15 cm sIG 33 auf PzKpfw I Ausf. В, но более известной просто как sIG 33, состоял из четырех человек В боекомплект орудия входили осколочные и осколочно-фугасные снаряды, обладавшие достаточно большой разрушительной силой, а дальность стрельбы достигала 4,5 км.

Построенные в конце 1939 — начале 1940 годов 38 первых САУ sIG 33 летом 1940 года приняли активное участие в сражениях французской кампании, а весной 1941 года — в боевых действиях на Балканах, где использовались в основном по своему прямому назначению и проявили себя весьма неплохо.

Иначе обстояло дело на фронтах Великой Отечественной войны. В ходе боевых действий против Советского Союза немцы применяли эту самоходку не столько против укрепленных огневых точек, сколько против танков. Однако поскольку до конца 1941 года гаубица sIG 33 еще не имела для этого штатных бронебойных снарядов (имевшиеся осколочные, осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды из-за малой начальной скорости (всего 280 м/с) были эффективны лишь на очень небольших дистанциях), в таком качестве лавры снискать она, конечно же, не могла и быстро уничтожалась. После зимы 1941-1942 годов эта гаубичная самоходка с Восточного фронта практически исчезла.

Технические данные CAY sIG 33

Боевая масса 8,5 т
Экипаж 4 человека

Габаритные размеры

длина 4420 мм
ширина 1850 мм
высота 3350 мм
клиренс 295 мм
Вооружение 150-мм пехотная гаубица sIG 33
Боекомплект 18 выстрелов
Броня 10-14,5 мм
Двигатель «Майбах» NL 38TR, 

карбюраторный, мощность 100 л. с

Максимальная скорость 35 км/ч
Запас хода по шоссе 100 км
Удельное давление на грунт 0,73 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 20°
ширина рва 1,4 м
вертикальная стенка 0,37 м
глубина брода 0,6 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше