Сверхтяжелый танк Тип 205 «Маус»

ГЕРМАНИЯ • 1944

Идея создания сверхтяжелого танка в разное время привлекала внимание танкостроителей многих стран мира. Проектами стальных монстров занимались в Советском Союзе, Соединенных Штатах, Великобритании, Японии. Но все они остались на бумаге, и лишь немецким конструкторам удалось воплотить идею в реальность, причем сделали они это в крайне тяжелых условиях второй мировой войны, затратив огромные средства и большое количество дефицитных материалов. Все началось 8 июня 1942 года на совещании, посвященном вопросам дальнейшего развития танкостроения, когда Гитлер поднял вопрос о создании сверхтяжелого «танка прорыва» с максимально возможной степенью бронезащиты. И хотя большинство конструкторов бронетанковой техники и военных теоретиков выступали против разработки таких машин, фирме профессора Фердинанда Порше, занимавшего в то время постпредседателя танковой комиссии, было поручено создать прототип двухбашенной вооруженной 150- и 128-мм орудиями боевой машины массой более 150 т. Общий контроль за ходом работ был возложен на имперского министра вооружений и боеприпасов Альберта Шпеера, а курировал деятельность Ф. Порше и А. Шпеера лично Адольф Гитлер. Позднее, пользуясь своим влиянием на фюрера, Порше сумел доказать бесперспективность навязанной ему многобашенной схемы и необходимость продолжать работу над танком «классической* компоновки: с электромеханической трансмиссией и измененным вооружением, состоящим в окончательном варианте из пушек калибра 128 и 75 мм (в дальнейшем на серийные машины планировалось ставить более мощную 150-мм пушку KwK L/38).

Когда проект был готов и представлен на рассмотрение, машина получила название «Мамонт» и кодовое обозначение Тип 205. Сборка прототипа VI, оснащенного модифицированным авиационным двигателем «Даймлер-Бенц» МБ 509, началась 1 августа 1943 года. К середине сентября фирма «Крупп» изготовила корпус, а с 23 декабря 1943 года «Алкетт» начала испытания нового танка с деревянным макетом башни, который к том)’ времени стал называться «Маус». 10 янва-января 1944 года для продолжения испытаний танк отправили на полигон в Боблинген под Штутгартом.

Если не принимать в расчет незначительные неполадки в подвеске, испытания прошли вполне удовлетворительно, и Гитлер распорядился, чтобы танк полно— с башней и вооружением — был готов к июню 1944 года. Сроки удалось выдержать, и в июне начался новый цикл испытаний. Их результаты также оказались довольно многообещающими, вследствие чего в начале октября поступил приказ отправить танк на испытательный полигон в Куммерсдорф.

Второй прототип V2 с дизельным, постоянно выходившим из строя двигателем «Даймлер-Бенц» МБ 517 был отправлен в Куммерсдорф без предварительных испытаний. Кроме того, к концу войны на разных стадиях готовности находились еще девять прототипов, а всего планировалось построить 150 сверхтяжелых танков. Тем временем война приближалась к завершению, и в апреле 1945 года, не дожидаясь подхода советских войск, оба находившихся в Куммерс-дорфе прототипа были взорваны немцами. Однако из их остатков, а также из захваченных готовых узлов и агрегатов советским специалистам удалось собрать один танк, правда, без начинки, который был доставлен в СССР и в 1951-1952 годах испытывался на полигоне в Кубинке.

В завершение рассказа о сверхтяжелом танке «Маус» следует отметить, что ни он, ни альтернативный проект фирмы «Хеншель» под индексом Е100 не рассматривались всерьез как штатное вооружение бронетанковых войск. Им, скорее, отводилась роль подвижных огневых точек в промежутках между опорными пунктами пехоты, вследствие чего приоритет отдавался огневой мощи и защищенности, а вовсе не скорости, подвижности и маневренности, на неудовлетворительный уровень которых постоянно указывают критики сверхтяжелых машин. Не стоит забывать также, что танки-гиганты стали неплохими испытательными стендами для отработки конструктивных решений будущих проектов.

Технические данные танка «Маус» V1

Боевая масса 188 т
Экипаж 5 человека

Габаритные размеры

длина 10 090 мм
ширина 3670 мм
высота 3666 мм

Броня

лоб корпуса

200 мм

борт

105-185 мм

крыша, днище

105 мм

башня

200-250 мм

крыша башни

60 мм

Вооружение 128-мм пушка KwK 44 L/55, 

75-мм пушка KwK 44 L/36,5,

пулемет MG 34 калибра 7,92 мм

Боекомплект 32 выстрела  

калибра 128 мм, 200 выстрелов

калибра 75 мм

Двигатель

«Даймлер-Бени»

MB 509, карбюраторный,

мощность 1080 л. с.

Скорость по шоссе 20 км/ч
Запас хода по шоссе 180 км
Удельное давление на грунт 1,40 кг/см2

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше