СРЕДНИЙ ТАНК PzKpfw IV

ГЕРМАНИЯ • 1937

После того как в начале 30-х годов в Германии была четко сформулирована агрессивная военная доктрина и окончательно сложилась система принципов и тактических приемов применения бронетанковых войск (как показала практика, самая передовая в мире на тот момент), все силы были брошены на создание соответствующей материально-технической базы. Если легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II строились в первую очередь из расчета на то, что они составят учебно-тренировочную базу для подготовки кадров, то для ведения боевых действий предназначались гораздо более мощные типы боевых машин, которые стали впоследствии широко известными как PzKpfw III и PzKpfw IV. Первому отводилась роль основного

среднего танка бронетанковых войск с типичным кругом задач, а второй, вооруженный более мощным 75-мм орудием, предназначался в основном для прорыва укрепленных позиций противника. В Советском Союзе для таких целей были созданы танки Т-28 и Т-35. По принятой в то время в Германии классификации, в основе которой лежал калибр установленного на танке орудия, немцы изначально отнесли создаваемый танк к классу тяжелых машин, но уже одно сформулированное в требованиях на новую машину ограничение по массе (18 т) никак не позволяло ей стать в один ряд с такими «одноклассниками», как французский 2С или советский Т-35.

Новый танк, призванный стать самым мощным танком пан-церваффе, разрабатывался в рамках проекта под кодовым обозначением BW (Bataillonsfuhrerwagen — «машина командира батальона»). Работы по проектированию на конкурсной основе велись фирмами «Рейнметалл-Борзиг», «Крупп», «Даймлер-Бенц» и MAN. В 1935-1936 годах все они представили заказчику свои разработки, выполненные в металле, как, например, прототип «Рейнметалл-Борзиг» VK 2001(Rh), или существовавшие еще только на бумаге. Из предложенных вариантов ходовой части предпочтение было отдано варианту, реализованному на рейнметалловском образце и представлявшему собой почти полную копию ходовой части тяжелого многобашенного танка Nb.Fz, несколько экземпляров которого бьшо построено в 1934-1935 годах, но в целом для производства был выбран крупповский проект VK 2001 (К), доработанный соответствующим образом.

В самом конце 1935 года концерн Крупп» получил официальный заказ на производство танка, получившего официальное обозначение 7,5 cm Geschutz-Panzerwagen (Vs.Kfz.6l8) — «бронированная машина с 75-мм пушкой (эксперимен-тальный образец 618)», которое в апреле 193б года было изменено на Panzerkampfwagen IV (сокращенно PzKpfw IV или просто Pz IV). Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод в Магдебурге, где и начался выпуск танков модификации А, положивших начало целому семейству боевых машин, продержавшихся в серийном «»производстве практически до самого завершения второй мировой войны в Евро-пе. Так долго в Германии не выпускался ни один другой тип танка.

Что же представлял собой проект танка-долгожителя? По своей конструкции он был очень близок к разрабатывавшемуся параллельно танку ZW — будущему PzKpfw III, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, PzKpfw IV отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для модернизации и в дальнейшем очень и очень пригодилось. Строился новый танк по классической компоновочной схеме с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии, а сравнительно большой забронированный объем обеспечивал экипажу из пяти человек хорошие условия для работы и позволял удобно разместить все необходимое оборудование и снаряжение. Короче говоря, PzKpfw IV позаимствовал от своего младшего брата — PzKpfw III — большинство как сильных, так и слабых сторон, поэтому подробно на этом мы останавливаться не будем и перейдем к рассказу о модификациях танка и его боевом применении.

Средний танк PzKpfw IV. Модификации и боевое применение

Первыми серийными танками PzKpfw IV стали машины модификации Ausf. А, которых до марта 1938 года было построено 35 единиц. Толщина лобовой брони этих танков составляла 20 мм, бортов и кормы — 15, башни — 10-30 мм, а боевая масса равнялась 17,3 т. Вооружение состояло из 75-мм пушки с длиной ствола всего 24 калибра, которая из-за очень малой начальной скорости снаряда мало годилась для борьбы с бронированными целями, и двух пулеметов. На танки первой версии устанавливался двигатель мощностью 250 л. с. Эти значения основных характеристик и следует считать отправной точкой для разговора о дальнейшем развитии конструкции танка PzKpfw IV.

На протяжении всех долгих лет производства в целях поддержания боевых качеств на должном уровне танк постоянно модернизировался, что привело к созданию, кроме модификации А, еще девяти вариантов (В, С, D, E, Fl, F2, G, Н и J). Статистические данные по ним приведены в таблице, а всего с октября 1937 по март 1945 года было выпущено около 8700 машин, что делает PzKpfw IV самым массовым немецким танком периода второй мировой войны. Чтобы не перечислять все особенности и отличия различных модификаций, проследим лишь основные направления развития. Как и у PzKpfw III, их было два — повышение огневой мощи и усиление броне защиты, к которым на завершающем этапе войны добавилось третье — упрощение конструкции, что в условиях тотальной нехватки необходимых сырья и материалов иногда выходило чуть ли не на первое место.

В зависимости от вооружения все танки PzKpfw IV можно разделить на три группы: с пушкой KwK 37 L/24 (модификации A-Fl), KwK 40 L/43 (F2 — ранние G (1275 единиц)) и KwK 40 L/48 (поздние G (412 единиц) — J). При одинаковом калибре 75-мм они отличались длиной ствола (24,43 и 48 калибров соответственно) и характеристиками. Если первые на реальных дистанциях боя против брони Т-34 и KB были просто беспомощны, то последние существенно превосходили по броне-пробиваемости 76,2-мм орудия советских танков и с расстояния 1000 м пробивали лобовую броню толщиной 97 мм. При ремонте танки ранее выпущенных версий зачастую перевооружались более современной пушкой.

Что касается бронезащиты, то она постоянно повышалась, в чем можно убедиться, сравнив приводимые характеристики танков различных модификаций. Помимо увеличения толщины брони от версии к версии широко практиковалось усиление степени защиты путем навешивания дополнительных листов брони на наиболее подверженные огневому воздействию поверхности. Кроме того, начиная с танков модификации G последних выпусков, все PzKpfw IV стали оснащаться дополнительными броневыми экранами толщиной 5 мм, которые защищали башню и борта корпуса от воздействия кумулятивных снарядов. В целом конструкторам удавалось на протяжении всей войны поддерживать броне стойкость «четверки» на вполне приличном уровне. Правда, за это приходилось платить увеличением массы танка со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Одним из путей развития конструк-ции танка PzKpfw IV на заключительном этапе боевых действий стало максималь-ное ее упрощение. Так, по объективным причинам машины последней модификации Ausf. J не имели системы электрического привода вращения башни, поэтому она двигалась только с помощью ручного привода. Из числа других важных изменений следует назвать появление на танках PzKpfw IV. Ausf. С двигателя Майнбах» HL 120TRM мощностью 300 л. с, который устанавливался впоследствии на все четверки. На базе PzKpfw IV, так же как и на базе других основных немецких танков, было построено большое количество самоходных артиллерийских установок и вспомогательных машин различных типов. Впервые танки PzKpfw IV были применены в 1938 году во время аншлюса

Австрии и захвата Судет, в марте следующего года «четверки» вошли в Прагу. Но их боевое крещение состоялось только осенью 1939 года в Польше. К тому времени в вермахте насчитывалось 211 танков PzKpfw IV модификаций А, В и С, которые использовались в основном на направлениях главных ударов и проявили себя очень неплохо.

К началу французской кампании в танковых соединениях вермахта насчитывалось уже 290 линейных PzKpfw IV и 20 мостоукладчиков на их базе. Так же как и в Польше, они были сконцентрированы на направлениях основных ударов, но уже не имели столь заметного превосходства над танками противника, поскольку здесь им довелось встретиться с достойными оппонентами — S-35 и В1. В большой степени лишь благодаря умелому использованию и самым передовым тактическим приемам блицкрига танковым клиньям вермахта удалось с блеском выполнить поставленные задачи и сыграть решающую роль в достижении победы на Западе. После этого PzKpfw IV весьма успешно воевали на Балканах и в Северной Африке.

Самым суровым испытанием для танков PzKpfw IV, впрочем как и для всех остальных, стала война с Советским Союзом. К ее началу в составе танковых дивизий имелось сравнительно немного «четверок» — всего 439 единиц. Уже в первые дни боев они встретились с мощными, превосходившими их по всем параметрам советскими Т-34 и КВ. Коротко ствольное орудие PzKpfw IV оказалось неспособным эффективно бороться с броней новейших советских средних и тяжелых танков. Положение улучшилось лишь после появления танков PzKpfw IV Ausf. F2 с гораздо более эффективной длинноствольной пушкой. Сначала слабо-защищенные «четверки» первых версий несли большие потери не только от огня танков и артиллерии противника, но и от противотанковых ружей. Даже после того как броня PzKpfw IV стала им не по зубам, пехотинцы успешно боролись с ними, ведя прицельный огонь по гусеницам. Много танков было потеряно и от собак-подрывников.

Танки PzKpfw IV разных модификаций, в том числе и оснащенные бортовыми экранами устаревшие Ausf. С и D, составляли половину от общего числа машин, принимавших участие в битве на Курской дуге, и стали основой сил панцерваффе. Именно они, а не «Тигры» и «Пантеры», вынесли «на своих плечах» основную тяжесть величайшего в истории танкового сражения. Хотя PzKpfw ГУ в целом и не превосходили советские танки, но они, особенно последние модификации, уже могли бороться с Т-34 на равных. Трофейные машины широко использовались в Красной Армии начиная с 1941 года, когда их число еще было невелико. Позднее на фронте сражались уже целые батальоны, оснащенные трофейными PzKpfw III и PzKpfw IV, что, повторимся, лишний раз подчеркивает их высокие боевые качества, к числу которых можно отнести и исключительную надежность.

«Четверки» с переменным успехом воевали на всех фронтах вплоть до самого последнего дня войны. Они активно применялись в контрнаступлениях в Арденнах и у озера Балатон, защищали Кенигсберг, Бреслау и Берлин. Кроме того, Германия поставляла танки PzKpfw IV своим союзникам, поэтому на Восточном фронте сражались «четверки» из состава не только немецкой, но и румынской, венгерской, финской армий.

После войны крупная партия PzKpfw IV(165 машин) была передана Чехословакии, где они и состояли на вооружении до начала 50-х годов. В послевоенные годы «четверки» также эксплуатировались в армиях Испании, Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии. Закончили же свой боевой путь они только в 1967 году на Голанских высотах. Защищая позиции сирийских войск, последние машины этого типа были уничтожены старыми соперниками — израильскими «Шерманами».

Технические данные танка PzKpfw IV

PzKpfw !V Ausf. D PzKpfw IV Ausf. F2 PzKpfw IV Ausf. J
Боевая масса 20 т 22,7 т 24 т
Экипаж 5 человек 5 человек 5 человек

Габаритные размеры

длина 5920 мм 5920 мм 7015 мм
ширина 2840 мм 2880 мм 2880 мм
высота 2680 мм 2680 мм 2680 мм

Броня

лоб корпуса 30 мм 50мм 80мм
борт корпуса 20 мм 30 мм 30 мм
корма 20 мм 20 мм 20 мм
башня 20-30 мм 30-50 мм 30-50 мм
крыша 12 мм 12 мм 12 мм
днище 10 мм 10 мм 10 мм
Вооружение пушка KwK 37 L/24,

2×7,92 мм

пулемета MG 34

пушка KwK 30 1743,

2×7,92 мм

пулемета MG 34

пушка KwK 40 Ц/48,

2×7,92 мм

пулемета MG 34

Боекомплект 80 выстрела, 2700 патронов 87 выстрела, 2700 патронов 122 выстрела, 2700 патронов
Двигатель

HL 120TRM,

V-образный,

карбюраторный,

мощность 300 л. с.

HL 120TRM,

V-образный,

карбюраторный,

мощность 300 л. с.

HL 120TRM,

V-образный,

карбюраторный,

мощность 300 л. с.

Удельное давление на грунт 0,77 кг/см2 0,80 кг/см2 0,89 кг/см2
Скорость по шоссе 40 км/ч 42 км/ч 42 км/ч
Запас хода по шоссе 200 км 200 км 300 км
по рокаде нет данных 130 км .210 км

Преодолеваемые препятствия

подъем 30° 30° нет данных
ширина рва 2,3 м 2,3 м 2,6 м
высота стенки 0,6 м 0,6 м 0,7 м
глубина брода 0,8 м 1,0м 1,2 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше