Средний танк PzKpfw V «Пантера»

ГЕРМАНИЯ «1942

Уже в первые дни после нападения Германии на СССР немецким войскам пришлось столкнуться с советскими танками KB и Т-34, превосходившими практически по всем параметрам абсолютно все имевшиеся на тот период танки противника. Это превосходство было настолько ошеломляющим, что в ноябре 1941 года на фронт с целью изучения новых типов советских танков была отправлена специальная комиссия, в состав которой вошли такие известные конструкторы, как Фердинанд Порше и Эрвин Адерс. В расположении 35-го танкового полка 4-й танковой дивизии немецкие специалисты провели подробное техническое исследование тяжелых танков КВ-1 и КВ-2, а также среднего Т-34. В итоге на основании рапортов с Восточного фронта и результатов, полученных комиссией, было принято решение приступить к разработке нового, более мощного среднего танка, который помимо всего прочего можно было бы запустить в производство в максимально сжатые сроки.

25 ноября 1941 года фирмы «Дайм-лер-Бенц» и MAN получили задание разработать проект нового танка, а «Рейн-металл-Борзиг» — башню для него. Первой в марте 1942 года свой прототип VK3002(DB), внешне сильно напоминавший Т-34 и, скорее, являвшийся просто копией этого танка, чем новой машиной, представила компания «Даймлер-Бенц». Предложенный вариант понравился Гитлеру, и тот распорядился выдать фирме заказ на производство первой партии из 200 машин. Но точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки у экспертов из министерства вооружения. Их главное возражение сводилось к тому, что в тяжелых боевых условиях немецкие солдаты будут путать свой танк с основным танком противника. Гораздо более многообещающим и перспективным, хотя он и был значительно более сложным по конструкции, специалисты посчитали проект, предложенный фирмой MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, а также обладавший большим запасом хода, чем машина фирмы «Даймлер-Бенц». Для устранения возникших разногласий была создана специальная комиссия, и 13 мая 1942 года Гитлеру представили заключение экспертов по обоим проектам. Предпочтение однозначно отдавалось танку фирмы MAN, и фюрер был вынужден согласиться с мнением специалистов. В итоге компания MAN получила распоряжение срочно завершить строительство прототипа и представить его на испытания. Они проводились на полигоне 2-го танкового полка в Берке, и по их результатам в июне 1942 года проект был окончательно принят к производству.

Следует отметить, что на прототипе фирмы MAN башня, в отличие от проекта «Даймлер-Бенц» и соответственно Т-34, размещалась ближе к центру корпуса, а он сам внешне заметно отличался от советского танка. Тем не менее можно смело сказать, что с технической точки зрения победившая в конкурсе машина также во многом основывалась на революционной конструкции Т-34 и имела много черт, присущих этому выдающемуся советскому танку. К их числу следует отнести широкие (660 мм) гусеницы, позволявшие уменьшить удельное давление на грунт и тем самым повысить проходимость, мощный, правда бензиновый, двигатель, очень эффективное 75-мм орудие и наклонное расположение броневых плит, которое обеспечивало экипажу дополнительную защиту.

Гитлер приказал начать производство нового танка, получившего обозначение PzKpfw V «Пантера», не позднее декабря 1942 года, а 4 июня министр вооружений Германии А. Шпеер распорядился, чтобы 250 первых «Пантер» были готовы к 12 мая 1943 года и смогли принять активное участие в боях летней кампании. Фюрер настаивал на использовании на новом танке 75-мм орудия KwK42 L/100, но в связи с тем, что оно еще не было готово к производству, на PzKpfw V стали устанавливать 75-мм пушку с меньшей длиной ствола — KwK 42 L/70, входившие в боекомплект которой подкалиберные снаряды были способны пробивать броню толщиной 127 мм с дистанции в 1500 м.

Так начиналась история одного из наиболее известных немецких (наряду с тяжелым танком PzKpfw VI «Тигр») и одного из самых лучших (наравне с Т-34) танков второй мировой войны.

PzKpfw V «Пантера». Модификации и боевое применение

Серийное производство танков PzKpfw V «Пантера» началось с выпуска 20 машин так называемой нулевой серии, первая из которых покинула сборочный цех фирмы MAN 11 января 1943 года. Танки этой небольшой серии получили обозначение Ausf. А и их не следует путать с танками, выпускавшимися с августа 1943 года и имевшими такое же обозначение.

Первая же крупносерийная модификация «Пантеры» (выпущен 851 танк) по неизвестной и до сего дня причине получила индекс Ausf. D (возможно, обозначения В и С были зарезервированы за какими-то другими модификациями танков). Танки этой версии лишь весьма незначительно отличались от прототипа VK 3002 и машин нулевой серии. Основное из изменений — толщина лобовой брони увеличилась с 60 до 80 мм.

В конце августа — начале сентября 1943 года началось серийное производство следующей модификации «Пантеры» — PzKpfw V Ausf. А, основным отличием которой от предыдущей модели стала замена съемного курсового пулемета стандартным пулеметом в шаровой установке. Общее количество внесенных иЭг менений было достаточно велико, но они были несущественны и не могли заметно изменить боевые качества танка. После выпуска примерно 2000 единиц в марте 1944 года на смену танкам модификации А пришли машины версии G — самые многочисленные в семействе «Пантер».

На них был несколько изменен угол наклона бортовых бронелистов корпуса, толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни — до 110 мм, люк-пробка механика-водителя был удален. Часть танков получила усовершенствованную маску пушки, исключавшую возможность заклинивания башни при попадании в нее вражеского снаряда. Остальные изменения были не столь важны, отметим лишь, что в ноябре 1944 года на 63 «Пантеры» модификации Ausf. G были установлены первые в мире серийные приборы ночного видения.

С середины 1944 года началась разработка новой модификации «Пантеры» — Ausf. F. Машины этой версии уже существенно отличались от танков предыдущей серии. Самым важным усовершенствованием, наряду с массой других нововведений, была установка башни нового типа, так называемой «узкой башни», спроектированной на фирме «Даймлер-Бенц» и отличавшейся меньшими размерами и системой бронирования. Новая, еще более совершенная 75-мм пушка KwK 44 L/70 устанавливалась в маске типа «свиное рыло», а толщина лобовой брони башувеличилась до 125 мм, боковой и задней — до 60, крыши — до 30 мм.

Планировалось, что производство танков модификации Ausf. F начнется на заводе «Даймлер-Бенц» в Берлине в марте 1945 года, но до конца войны в силу понятных причин ни одного прототипа в законченном виде изготовить так и не удалось. В начале года фирма «Даймлер-Бенц» собрала шасси, на которое установили стандартную башню от Ausf. G. В свою очередь, «узкую башню» установили на шасси танка Ausf. G и испытывали в Куммерсдорфе. Всего же для «Пантеры» Ausf. F успели построить только 8 корпусов и 2 башни.

В 1943 году на базе линейного танка PzKpfw V «Пантера» Ausf. D были разработаны командирские машины, оснащенные дополнительной радиостанцией, и артиллерийские машины наблюдения, имевшие для введения противника в заблуждение вместо пушки ее деревянный макет. В то же время началось производство ремонтно-эвакуационных машин, предназначенных для замены использовавшихся прежде в войсках тягачей, недостаточно мощных для буксировки слишком тяжелых для них «Пантер» и «Тигров». Особого внимания из всех машин, созданных на базе танка PzKpfw V, заслуживает, пожалуй, лучшая САУ второй мировой войны «Ягдпантера», но о ней речь пойдет отдельно.

Рассказ о «Пантере» будет неполным, если не упомянуть о проекте танка «Пантера» II, тактико-технические требования к которому были разработаны в феврале 1943 года. На новой машине предполагалось использовать «узкую башню» и новый корпус, лобовая броня которого достигала

100 мм, бортовая — 60, а кормовая — 40 мм. Вооружить «Пантеру» II планировалось 88-мм пушкой KwK43 L/71. Но ни один из двух строившихся прототипов так и не был завершен. Более или менее до ума удалось довести одно шасси, на которое установили башню от «Пантеры» Ausf. G.

Всего же за период с 11 января 1943 года по 23 апреля 1945 года на заводах четырех фирм MAN, «Даймлер-Бенц», MNH и «Хеншель» было выпущено 5992 танка PzKpfw V «Пантера» различных модификаций.Первые «Пантеры», в целом призванные заменить танки PzKpfw III и PzKpfw IV, стали поступать в войска с весны 1943 года, а всего в середине 1943 года в строю насчитывалось около 240 танков модификации D. Большая часть из них, а именно 196 машин, были брошены в наступление под Курском в отчаянной попытке вернуть вермахту утраченную после Сталинградской битвы стратегическую инициативу.

Боевой дебют новых танков признать удачным никак нельзя: в ходе сражения безвозвратно было потеряно 127 машин (из-за нехватки тягачей при отходе немцам удалось эвакуировать лишь небольшое число своих подбитых и неисправных танков).

В дальнейшем перевооружение панзерваффе «Пантерами» шло довольно интенсивно, но удовлетворить все потребности армии в новой технике все равно не удавалось, поэтому в первую очередь : ни поступали в элитные соединения, на-пример танковые дивизии СС «Великая Германия» и «Герман. Сведения о боевом применении танков PzKpfw V на Восточном фронте крайне противоречивы. Если в приводимых в западной печати примерах советские танки и САУ горят десятками и сотнями, а потери немцев при этом исчисляются единицами, то в отечественной мемуарной литературе все выглядит с точностью до наоборот.

Достоверных документальных источников очень мало, и из их анализа можно сделать вывод, что PzKpfw V был очень грозным противником и соотношение потерь «Пантер» и советских танков колеблется в пределах от 1:3 до 1:5. И это неудивительно, поскольку немецкие машины обладали более мощной броневой защитой и вооружением (длинноствольная пушка «Пантеры» по своим характеристикам превосходила не только 76,2-мм пушку танка Т-34-76, но и 88-мм орудие, которое с 1944 года стало устанавливаться на Т-34-85), к тому же сказывался высокий уровень боевой подготовки немецких танкистов. Кроме всего прочего, следует учитывать, что «Пантера» появилась на Восточном фронте в тот период, когда Красная Армия наступала. А наступающая сторона, как известно, всегда несет потери большие, чем обороняющаяся. Тем более, что «Пантеры» особенно хороши были именно в обороне, когда благодаря превосходной пушке и великолепной оптике они могли вести эффективный огонь с дальних, зачастую запредельных для танков противника, дистанций. В тех же случаях, когда приходилось атаковать «Пантерам», ситуация с потерями была иной.

О высоких боевых качествах PzKpfw V говорит также тот факт, что трофейные «Пантеры» вручались, как правило, лучшим экипажам и использовались преимущественно в качестве истребителей танков.

На Западе к моменту высадки союзников в Нормандии в танковых соединениях вермахта и войск СС насчитывалось 663 «Пантеры». Они оказались для войск союзников «твердым орешком». Убедившись, что в танковом бою на равных сражаться с «Пантерами» практически невозможно (в 1944 году единственным танком союзников, который мог хоть как-то противостоять «Пантере», был «Шерман» с английской длинноствольной 7б-мм пушкой), союзники бросили против них авиацию, на долю которой и приходится большая часть всех подбитых на Западном фронте немецких танков.

Среди танковых асов, воевавших на «Пантерах» во вторую мировую войну, самым результативным является обер-шарфюрер СС Эрнст Баркман из 2-й танковой дивизии СС «Дас Рейх», записавший 13 апреля 1945 года на счет своего экипажа 60-й уничтоженный танк противника.

Технические данные танка PzKpfw V «Пантера» Ausf. G

Боевая масса 45,5 т
Экипаж 5 человек

Габаритные размеры

длина корпуса 8860 мм
ширина 3400 мм
высота 2980 мм
клиренс 400 мм

Броня

лоб 80 мм
Борт корма 40-50 мм
днище 16 мм
крыша 30^0 мм
башня 45-110 мм
Вооружение 75-мм пушка KwK 42 L/70, 2х7,92-мм пулемета MG 34
Боекомплект 80-85 выстрелов, 4200-4800 патронов
Двигатель «Майбах»

HL 230P30, мощность 700 л. с.

Скорость по шоссе 55 км/ч
По рокаде 30 км/ч
Запас хода по шоссе 200 км
По рокаде 170 км
Удельное давление на грунт 0,85 кг/см^

Преодолеваемые препятствия

подъем 30°
ширина рва 2,45 м
высота стенки 0,9 м
глубина брода 1,9 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше