Тяжелое штурмовое орудие «Штурмтигр»

ГЕРМАНИЯ • 1944

Посте катастрофы под Сталинградом на основании полученного в ожесточенных уличных боях горького опыта немецкими специалистами в области бронетанковой техники была разработана концепция тяжелого самоходного штурмового орудия поддержки пехоты, предназначенного для ведения боевых действий в городах и уничтожения сильно укрепленных точек противника. Развивая идею, генеральный инспектор танковых войск вермахта Хайнц Гудериан предложил установить на танковое шасси реактивную установку большого калибра. Эта идея получила одобрение у Гитлера, и 5 августа 1943 года фюрер отдал распоряжение разработать на базе тяжелого танка PzKpfw VI «Тигр» самоходную артиллерийскую установку, вооруженную 380-мм реактивным противолодочным бомбометом. Первоначально планировалось ежемесячно производить по 10 таких машин, но в результате из-за различных трудностей все свелось к выпуску, а точнее переделке из серийных танков, 18 САУ, из которых только 13 были переданы в войска. Естественно, такое количество боевых машин, произведенных фирмой «Алкетт» в период с августа 1944 года по январь 1945 года и получивших официальное обозначение Sturmmorserwagen 606/4 mit 38 cm RW 61, но более известных под названием Штурмтигр», оказать сколь-либо заметное влияние на ход боевых действий не могло. Тем не менее в истории мирового танкостроения в силу своей необычности свой след они оставили. САУ представляла собой шасси танка PzKpfw VI с установленной в передней части полностью закрытой хорошо бронированной рубкой. В лобовом листе рубки в шаровой установке монтировался 380-мм реактивный корабельный бомбомет, способный вести огонь фугасными и кумулятивными снарядами огромной разрушительной силы на расстоянии до 5 км. Из-за огромной массы снарядов (по 345 кг) возимый боекомплект самоходки состоял всего лишь из 14 выстрелов, а для загрузки боеприпасов в ее крыше пришлось вырезать прямоугольный люк и установить специальный кран-лебедку.

Впервые «Штурмтигр*, а точнее его опытный образец, принял участие в боевых действиях в августе 1944 года при подавлении восстания в Варшаве. 12 августа специально привезенным 75-тонным подъемным краном «Штурмтигр» был выгружен с железнодорожной платформы на станции в Прушкуве, а затем своим ходом отправился в польскую столицу, причем путь до города занял весь день. Этот первый эпизод из боевой биографии необычной боевой машины был снят немецкими кинохроникерами на пленку и поэтому сохранился до наших дней. Масштаб разрушений, вызванных огнем чудовищного монстра, был призван произвести сильное впечатление на немецких зрителей и укрепить пошатнувшуюся веру в победу.

Из серийных «Штурмтигров» были сформированы четыре роты, действовавшие исключительно на Западном фронте. Некоторые из боевых машин приняли участие в наступлении в Арденнах, но большая часть применялась в оборонительных боях на берегах Рейна, в ходе которых мощные машины проявили себя как эффективное средство разрушения долговременных огневых точек и укрепленных позиций. Успешно бороться со «Штурмтиграми» было по силам лишь тяжелой артиллерии и авиации. Достоверной информации о фактах боевой биографии самоходок этого типа в силу их немногочисленности совсем немного, тем не менее есть подтвержденные сведения о том, как один прицельный выстрел «Штурмтигра» полностью уничтожил крупный занятый противником бункер на «линии Зигфрида», а взрыв одной ракеты среди скопления танков союзников полностью уничтожил три «Шермана» и еще пять повредил.

Технические данные САУ «Штурмтигр»

Боевая масса 66 т
Экипаж 5 человек

Габаритные размеры

длина 6280 мм
ширина 3570 мм
высота 2850 мм

Броня

лоб корпуса и рубки 150 мм
Борт корма 80 мм
Крыша 25-40 мм
днише 25 мм
Вооружение 380-мм морской 

бомбомет RW 61, 7,92-мм пулемет МС 34

Боекомплект 14 выстрелов, 

600 патронов

Двигатель «Майбах» HL 230P45, карбюраторный, мощность 700 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе 40 км/ч
по бездорожью 12 км/ч
Запас хода: по шоссе 100 км
Удельное давление на грунт 1,24 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 36°
ширина рва 2,3 м
высота стенки 0,79 м
глубина брода 1,2 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше