Тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр»II Ausf. В

ГЕРМАНИЯ • 1943

Еще до того как тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» Ausf. H1(E) начал поступать в войска, немецкий генеральный штаб выступил с требованием приступить к разработке еще более тяжелой и мощной машины, призванной своим бронированием и вооружением превзойти все, чем располагала или могла бы располагать в обозримом будущем Советская Армия. В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск выдало старым соперникам — фирмам Фердинанда Порше и «Хеншель» — техническое задание, в котором указывались два обязательных условия: броневые листы должны устанавливаться под рациональными углами наклона, а вооружаться танк должен длинноствольной 88-мм пушкой.Не раздумывая долго, Порше на базе своего прототипа «Тигра» VK 4501(Р), не прошедшего в прошлый раз, разработал проект нового танка VK 4502(Р) и, будучи полностью уверенным в успехе, приступил к литью башен. Но и на этот раз прогрессивная конструкция с использованием бензоэлектрической трансмиссии была отвергнута военными не только из-за сомнений в ее надежности, но и из-за острого дефицита меди, в большом количестве необходимой для ее производства. Контракт вновь достался концерну «Хеншель». Чтобы добру не пропадать, преждевременно изготовленные 50 башен конструкции Порше со 107-мм броней в лобовой части были установлены на первые серийные танки. Впоследствии конструкторы фирмы «Хеншель» разработали свою собственную; башню, более простую в производстве, лучше защищенную и лишенную присущего башне конструкции Порше, впрочем, как и башне Т-34, недостатка, а именно «замана», из-за которого снаряды, попадая в нижнюю переднюю часть башни, рикошетировали вниз и без труда пробивали тонкую броню крыши корпуса на ее стыке с башней. Толщина лобовой брони башни конструкции фирмы «Хеншель» достигала 180 мм, бортов и задней стенки — 80, крыши — 40 мм. Такой броневой защиты не имел тогда ни один танк мира!В технических условиях на проектирование особо указывалось на необходимость тесного сотрудничества с фирмой MAN и достижения максимальной унификации деталей и узлов, что позволило бы использовать их при постройке как новых тяжелых боевых машин, так и проектировавшихся тогда танков «Пантера» II, которые, правда, если не считать двух опытных экземпляров, так и не появились на свет. Это обстоятельство послужило основной причиной задержки серийного производства, начавшегося только в декабре 1943 года.

Новый тяжелый танк, получивший официальное обозначение PzKpfw VI Ausf. В «Тигр» II (Sd.Kfz.182), но более известный как «Королевский Тигр», представлял собой чрезвычайно грозную боевую машину. Разработанный для завоевания превосходства на поле боя, он, безусловно, мог при умелом и тактически грамотном использовании обеспечить решение этой задачи, ведь из всех серийно выпускавшихся в годы второй мировой войны танков он был самым тяжелым, наиболее защищенным и лучше всех вооруженным (такое утверждение, пожалуй, справедливо, поскольку по совокупности характеристик — начальная скорость снаряда, бро-непробиваемость, скорострельность — длинноствольная 88-мм пушка «Королевского Тигра» превосходила 122-мм пушку советского ИС-2). Правда, за такое превосходство пришлось заплатить большими габаритами, чрезмерным весом и, как следствие, невысокими ходовыми характеристиками. Двигатель, узлы трансмиссии и ходовой части работали на пределе своих возможностей, и поэтому надежность их работы оставляла желать ‘лучшего. Плюс хроническая спешка на стадии проектирования — и в результате некоторая «сырость» и непроработанность отдельных решений и элементов конструкции. Все это не имело решающего значения при ведении оборонительных боевых действий, зато было чрезвычайно важно в наступлении. Но справедливости ради нужно отметить, что к моменту появления «Королевских Тигров» на поле боя немцам было уже не до наступления, и поэтому в целом результаты применения танков этого типа следует признать положительными.

Тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр»II Ausf. В. Боевое применение

Тяжелый танк PzKpfw VI «Тиф» II выпускался только в одном варианте — Ausf. В — и в процессе производства модифицировался незначительно. Об использовании башен двух типов мы уже говорили (танки с башней Порше к тому же имели дополнительное оборудование для преодоления водных преград по дну), а из числа других несущественных в принципе изменений упоминания заслуживают лишь внесение ряда усовершенствований в бронирование силового отделения и установка еще более со-вершенной пушки KwK 43/III калибра 88 мм с несколько видоизмененной маской.

Начиная с ноября 1944 года 20 машин были переоборудованы в командирские танки двух вариантов, оснащенные дополнительным радиооборудованием. При этом их боекомплект уменьшился до 63 выстрелов.

Производство «Королевских Тигров» началось на заводе фирмы «Хеншель» в Касселе в декабре 1943 года и продолжалось, не прекращаясь ни на один день даже под жесточайшими бомбардировками союзной авиации, до марта, когда город был захвачен американцами. Всего за это время было выпущено 489 серийных машин (из 1500 заказанных). Интересный факт: на пике производительности полный технологический процесс постройки «Тигра» II занимал всего 15 дней — выдающееся достижение, особенно если принять во внимание чрезвычайно сложные условия, постоянные бомбежки и тотальный дефицит всего не обходимого.

Первые танки типа PzKpfw VI «Тигр» II небольшими партиями (по 4-5 машин) с февраля 1944 года начали поступать на вооружение тяжелых танковых батальонов вермахта и войск СС. Боевое крещение «Королевских Тигров» на Восточном фронте состоялось 12 августа 1944 года в ходе атаки на польский городок Сташув в районе Сандомирского плацдарма. И вновь, как и в случае с предшественником, первый блин комом. «Королевские Тигры» из состава 501-го тяжелого танкового батальона попали в засаду, устроенную танкистами 53-й-гвардейской танковой бригады и приданными ей артиллерийскими частями усиления (более 200 стволов калибра от 57 до 152 мм). 501-й батальон был разгромлен и отступил, оставив на поле боя по советским данным 24 подбитых «Тигра» II, по немецким — 11. В любом случае результат более чем плачевный, Еще три танка были захвачены в совершенно исправном состоянии. Противника снова подвели неоправданное стремление как можно скорее проверить новую боевую технику в деле и нежелание реально оценить и учесть ее слабые и сильные стороны,Из-за недостаточной мобильности и невысокой надежности танки «Тигр» И мало годились для ведения маневренного боя, однако при грамотных и умелых действиях экипажа они были крайне опасны и могли даже в одиночку принять бой с превосходящими силами противника и уничтожить немалое число вражеских танков, не получив при этом никаких повреждений. Летом 1944 года танки PzKpfw VI Ausf. В пошли в бой и на Западном фронте: две роты 503-го тяжелого танкового батальона атаковали «Шерманы» 148-го танкового полка американской армии. На этот раз результат боя для «Королевских Тигров» оказался куда более достойным. Ввиду отсутствия среди танков западных союзников достойных оппонентов основным средством борьбы с «Королевскими Тиграми» на Западном фронте стала авиация, на которую и приходилась львиная доля уничтоженных танков этого типа. Что и неудивительно, ведь, например, только за один день 17 июля 1944 года на позиции 503-го батальона авиация союзников совершила более 2100 самолето-вылетов.

В общем «Королевские Тигры» на заключительном этапе войны принимали активное участие в боевых действиях на всех фронтах и за очень короткое время доказали, что в умелых руках являются исключительно грозным оружием и очень опасным противником.

8 боевой биографии этих машин немало славных страниц. Вот лишь некоторые из них 12 января 1945 года экипаж лейтенанта Обербаха из 501-го тяжелого танкового батальона за один день боев подбил 12 советских танков и САУ. «Тиф» II унтерфельдфебеля Керхера из состава 502-го батальона 6 апреля подбил 10, а за два последующих дня — еще 14 танков противника. В боях у озера Балатон отличились танкисты 509-го батальона. За один день «Королевские Тигры» оберфельдфебеля Нойгауса и унтерфельдфебелей Кольмансбергера и Бауэра уничтожили соответственно 14, 11 и 9 советских танков и самоходок. Ну а лучшим танкистом-асом, воевавшем на «Тигре» II, стал унтершарфюрер Карл Броман из 503-го тяжелого танкового батальона — 66 поверженных танков и самоходных артиллерийских установок противника.

Символично, что последним танком, уничтоженным во второй мировой войне, стал именно «Королевский Тигр» — подлинный символ немецких бронетанковых войск, самая смертоносная и грозная боевая машина. Он был взорван в Австрии собственным экипажем 10 мая 1945 года.

Технические данные Тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр»II Ausf. В

Боевая масса 69,8 т
Экипаж 5 человека

Габаритные размеры

длина длина корпуса 10 286 мм
ширина 3755 мм
высота 3090 мм

Броня

лоб

150 мм

борт, корма

80 мм

крыша, днище

40 мм

башня

80-100 мм

крыша башни

40 мм

Вооружение 88-мм пушка KwK 43 L/71, 2х7,92-мм пулемета МС 34
Боекомплект 72 выстрела, 

5890 патронов

Двигатель

«Майбах»

HL 230P45, карбюраторный, мощность 700 л. с.

Скорость по шоссе 41,5 км/ч
Запас хода по шоссе 170 км
по рокаде

120 км

Удельное давление на грунт 1,07 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 35°
ширина рва 2,5м
высота стенки 0,85 м
глубина брода 1,6 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше