ШТУРМОВОЕ ОРУДИЕ «БРУММБАР»

ГЕРМАНИЯ • 1943

Развитие боевых действий на Восточном фронте заставило командование вермахта серьезно пересмотреть методы использования и тактику действий самоходной артиллерии. Так, штурмовое орудие StuG III после установки длинноствольной пушки превратилось в эффективный истребитель танков, а выполнение его исконных функций было возложено на САУ StuH 42, вооруженную 105-мм гаубицей, и StuIG 33 со 150-мм гаубицей sIG 33. Огневая мощь последней была вполне достаточной, но сама машина, построенная на базе танка PzKpfw III, оказалась явно перетяжеленной и недостаточно защищенной.

К середине ноября 1942 года была выпущена опытная партия из 24 самоходок, которые отправили в Сталинград. Поскольку StuIG 33 изначально рассматривалась как временноерешение, то работы по созданию новой мощной самоходной артустановки продолжались, и 2 ноября 1942 года Гитлеру был представлен эскиз машины, разработанной специалистами фирмы «Алкетт» на базе танка PzKpfw IV. Фюрер одобрил проект и распорядился как можно быстрее приступить к выпуску столь нужной фронту САУ. Так как производственные мощности были и без того перегружены выпуском основного боевого танка вермахта PzKpfw IV , использовать его шасси специально для создания самоходок было признано нецелесообразным, вследствие чего для этой цели стали использоваться танки, направленные в ремонт.

Специально для новой САУ к началу февраля 1943 года конструкторы «Шкоды» на базе гаубицы sIG 33 разработали свое 150-мм орудие, а в марте из сборочного цеха вышли первые шесть машин. 4 мая 1943 года новая самоходная установка получила обозначение Sturmpanzer IV (название «Бруммбар» («Ворчун») закрепилось за ней только в середине 1944 года), и, как показал опыт боевых действий, она оказалась самой удачной попыткой установить тяжелую 150-мм пехотную гаубицу на танковое шасси. До весны 1945 года на заводе фирмы «Дойче Эй-зенверке» была построена 341 единица САУ «Бруммбар». Если говорить о конструкции самоходки, то шасси базового танка существенных изменений не претерпело, но по причине возросшей массы новой боевой машины некоторые его узлы стали изнашиваться быстрее. Решить возникшую проблему удалось за счет использования на САУ последующих серий цельнометаллических опорных катков. В передней части самоходки размещалась хорошо бронированная рубка простой формы. На машинах последних выпусков появились пулемет и командирская башенка.

Штурмовые орудия Sturmpanzer IV «Бруммбар», предназначенные для подавления хорошо укрепленных оборонительных позиций противника, впервые были применены в 1943 году в сражении на Курской дуге. В дальнейшем «Бруммбары» вплоть до последних дней войны активно и весьма успешно применялись как на Восточном фронте, так и на Западном, а также в Италии. Часто им приходилось выполнять роль истребителей танков, справляться с которой «Бруммбару» позволяли высокой уровень бронезащиты и мощное орудие.

Технические данные САУ «Бруммбар»

Боевая масса 28,2 т
Экипаж 5 человек

Габаритные размеры

длина 5930 мм
ширина 2880 мм
высота 2520 мм
клиренс 400 мм

Броня

лоб корпуса и рубки 100 мм
Борт корма 30 мм
Крыша 15 мм
днише 10 мм
Вооружение 150-мм гаубица StuH 43 L/12, 7,92-мм пулемет MG 34
Боекомплект 38 выстрелов,

1000 патронов

Двигатель «Майбах»

HL 120TRM, карбюраторный, мощность 300 л. с

Максимальная скорость 40 км/ч

Запас хода

по шоссе 210 км
По рокаде 130 км
Удельное давление

на грунт

1,00 кг/смг

Преодолеваемые препятствия

подъем 30°
ширина рва 2,25 м
высота стенки 0,6 м
глубина брода 1,0 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше