Легкий плавающий танк Т-37

СССР • 1932

Идея создания плавающих танков в силу очевидных достоинств таких машин постоянно привлекала к себе внимание танкостроителей всего мира, и попытки сконструировать боеспособную машину предпринимались во многих странах еще с начала 20-х годов. Но первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк был разработан и построен английской фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930-1931 годах. Эту машину, получившую обозначение «Виккерс-Карден-Ллойд А4>>, можно считать родоначальницей всех последующих танков-амфибий. Именно на основе закупленного в Англии образца модели А4Е11 был создан первый советский опытный плавающий танк Т-33. И хотя результаты испытаний Т-33 были признаны неудовлетворительными, разработанный на его основе в 1933 году Т-37 оказался уже вполне боеспособным и был принят на вооружение РККА постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 11 августа того же года. Характерной чертой этой машины стало широкое использование узлов и агрегатов автомобиля ГАЗ-АА. Т-37 был выпущен небольшой партией и явился переходным вариантом на пути к серийному танку Т-37А, отличавшемуся от предшественника незначительным усилением броневой защиты, измененной компоновкой агрегатов и формой кормовой части. Дня повышения плавучести Т-37А оснащался заполненными пробкой поплавками, которые размещались на надгусе-ничных полках вдоль бортов корпуса. Он имел несколько большие габариты и массу и отличался от Т-37 формой верхней части башни и подбашенной коробки. обеспечивалось двухлопастным реверсивным гребным винтом, а поворот осуществлялся с помощью руля.Т-37А серийно выпускался с 1933 по 1936 год, и за это время было построено 1909 линейных, 643 радиоуправляемых Т-37ТУ и 75 огнеметных (тогда они назы-вались химическими) танков. Кроме того, -л его базе была создана опытная самоходка СУ-37 с 45-мм пушкой. Во время Киевских маневров 1935 года была осуществлена доставка танка Т-37А с экипажем по воздуху — на подвеске под тяжелым бомбардировщиком ТБ-3, причем конструкция подвески позволяла отделить танк от самолета без выхода экипажа. Кроме посадочного десантирования, на Медвежьих озерах под Москвой был осуществлен сброс танка на воду.В 1936 году был разработан танк Т-38, представлявший собой, по сути, модернизированный вариант Т-37А и отличавшийся от него в основном размерами и компоновкой. Так, башня на Т-38 сместилась от правого борта к левому, а дополнительные поплавки просто отсутствовали. По своим основным показателям Т-38 (до 1939 года было построено 1340 машин) практически не отличался от предшественника и выделялся, пожалуй, лишь более высокой маневренностью. Боевое крещение танков Т-37А и Т-38 состоялось во время войны с Финляндией (участие в походе в Западную Украину- и Белоруссию считать серьезным испытанием никак нельзя), и уже первые бои наглядно продемонстрировали их недостатки. Тонкая броня пробивалась пулями калибра 12,7 мм, отчего потери были очень велики. Тем не менее в 1941 году Т-37А и Т-38 снова пошли в бой, причем зачастую из-за острой нехватки боевой техники они применялись не как разведывательные машины, а как простые танки поддержки пехоты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к началу 1942 года их практически не осталось в строю.

Технические данные танка Т-37A

Боевая масса 3,2 т
Экипаж 2 человека

Габаритные размеры

длина 3730 мм
ширина 1940 мм
высота 1840 мм

Броня

лоб, борт 8 мм
корма 6 мм
крыша днише 4 мм
Вооружение 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект 2142 патронов
Двигатель «ГАЗ-АА» карбюраторный мощность 40 л. с.
Удельное давление на грунт 0,55 кг/смг
Скорость по шоссе 40 км/ч
на воде До 6 км/ч
Запас хода по шоссе 230 км

Преодолеваемые препятствия

подъем 35°
угол крена 35°
ширина рва 1,4 м
высота стенки 0,5 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше