Легкий танк Т-бО

СССР «1941

Поступивший незадолго до начала Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии легкий плавающий танк Т-40 при всей очевидной слабости вооружения и недостаточном бронировании обладал одним достоинством — за счет широкого использования в конструкции автомобильных узлов и агрегатов он был простым и дешевым в производстве, что при остром дефиците боевой техники, в период, когда основные танковые заводы эвакуировались на Восток, было немаловажно. С учетом этого в августе 1941 года конструкторами Горьковского автозавода № 37 в инициативном порядке на базе танка Т-40 была разработана новая легкая боевая машина, в отличие от предшественника, не обладающая способностью плавать, зато лучше вооруженная и бронированная. В рекордные сроки, всего за две с половиной недели, были выполнены чертежи и изготовлен опытный образец танка, который под индексом Т-60 был незамедлительно принят на вооружение. Уже 15 сентября первые серийные машины покинули заводские цеха.

Унаследовав от предшественника ходовую часть, новый танк получил более толстую броню, более мощный, тоже автомобильный, двигатель, авиационную 20-мм пушку и стал своего рода советским аналогом немецкого танка PzKpfw II. При одинаковом бронировании и вооружении Т-60 заметно превосходил «немца» по боекомплекту запасу хода и проходимости, иначе говоря, он гораздо лучше соответствовал требованиям, предъявляемым к боевым машинам на необъятных просторах Восточного фронта. В 1941 — начале 1943 года, когда легкий танк Т-60 по причине малой удельной мощности, недостаточной маневренности, слабого бронирования и вооружения был снят с серийного производства, на четырех заводах было выпущено 5915 машин. Они активно использовались в боевых действиях первых двух лет войны, а затем, по мере насыщения войск более мощными танками, были постепенно вытеснены с поля боя. Тем не менее некоторое количество Т-60 применялось и позже, в том числе в боях по снятию блокады Ленинграда зимой 1944 года.

На базе Т-60 в 1942 году были созданы САУ Т-603 (зенитная) и ОСУ-Тб, а также пусковая установка для 82-мм реактивных снарядов БМ-8-24, в отличие от самоходок, принятая на вооружение и запущенная в серийное производство на ряде заводов.

В завершение рассказа о легком танке Т-60 нельзя не упомянуть еще об одной очень интересной странице биографии, связанной с попыткой сделать его летающим. Когда в начале войны несколько КБ получило задание разработать десантно-транспортный планер, ставший впоследствии знаменитым, конструктор О. К. Антонов предложил вариант крылатого танка, который мог бы на буксире за самолетом перебрасываться в район боевых действий. Предполагалось, что планер, представлявший собой снабженный крыльями танк, будет отцепляться от самолета на расстоянии 20-25 км до цели, после посадки крылья будут сбрасываться, и машина будет с ходу вступать в бой. Для реализации смелого проекта, получившего название «Крылья танка» («КТ»), были выбраны легкий танк Т-60 и тяжелый бомбардировщик ТБ-3. К сожалению, осуществиться замыслу было не суждено. Единственный полет «КТ» состоялся 2 сентября 1942 года и закончился неудачей.

Технические данные танка Т-60

Боевая масса 6,4 т
Экипаж 2 человека

Габаритные размеры

длина 4100 мм
ширина 2300 мм
высота 1 750 мм
клиренс 300 мм

Броня

лоб 35 мм
борт 15 мм
корма 25 мм
крыша 10-13 мм
днише 10 мм
башня 25 мм
Вооружение 20-мм пушка 

ТНШ-20, 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект 780 выстрелов, 

945 патронов

Двигатель ГАЗ-202, карбюраторный, мощность 70 л. с.
скорость по шоссе 42 км/ч
Запас хода по шоссе 350 км
Удельное давление на грунт 0,53 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 35°
ширина рва 1,7 м
высота стенки 0,65 м
глубина брода 0,9 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше