Легкий танк Т-50

СССР «1941

К концу 30-х годов развитие противотанковых средств достигло такого уровня, что у танков с противопульным бронированием шансов уцелеть на поле боя практически не осталось. Боевые действия во время гражданской войны в Испании со всей наглядностью подтвердили это. Принимавшие участие в сражениях на стороне республиканцев советские танки Т-26 (по сути, единственные танки сопровождения пехоты, состоявшие на вооружении Красной Армии), легко расправляясь со слабовооруженными танками националистов, становились столь же легкой добычей их противотанковой артиллерии.

Поэтому неудивительно, что 7 августа 1938 года Комитет Обороны СССР принял постановление «О системе танкового вооружения», в котором содержалось задание в кратчайшие сроки разработать новые образцы танков, отвечающих условиям будущей войны по вооружению, бронированию, скорости и маневренным качествам. В соответствии с этими требованиями в нескольких конструкторских бюро началась разработка новых образцов бронетехники.

На Ленинградском заводе опытного машиностроения имени С. М. Кирова (завод № 185) развернулись работы по проектированию легкого танка сопровождения пехоты. В 1940 году был построен первый опытный образец, по внешнему виду похожий на Т-34, а по уровню бронезащиты и огневой мощи превосходивший не только все легкие, но и большинство средних танков других стран. Вскоре его передали на Ленинградский машиностроительный завод № 174, где на его основе был разработан и в январе 1941 года построен легкий танк Т-50. Он предназначался для замены в войсках устаревших Т-26 и по первоначальному плану перевооружения Красной Армии был призван стать самым массовым легким танком.

По своей конструкции и внешнему виду Т-50 сильно напоминал прототип, но за счет уменьшения толщины броневых листов и одновременного увеличения мощности двигателя конструкторам удалось заметно повысить максимальную скорость движения. Не совсем обычными для советских танков были трехместная башня с командирской башенкой (очевидно, сказались результаты проведенных в СССР летом 1940 года испытаний немецкого танка PzKpfw III) и состав вооружения. С 45-мм пушкой были спарены два 7,62-мм пулемета ДТ.

В апреле 1941 года Т-50 был принят на вооружение Красной Армии, однако до начала Великой Отечественной войны завод № 174 из-за больших трудностей, возникших с освоением дизельного двигателя В-4, а также ряда других проблем технического характера не успел выпустить ни одного серийного танка. Лишь во втором полугодии ценой неимоверных усилий удалось изготовить 50 машин. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе № 37 в Москве оказалась неудачной, поскольку для завода, не без труда справлявшегося с выпуском 5-тонных Т-40, задача освоения выпуска гораздо более тяжелого и сложного Т-50 была явно не по плечу.

В августе завод № 174 пришлось эвакуировать на восток. И хотя 13 октября 1941 года ГКО принял решение о строительстве в Барнауле сразу двух новых заводов (по производству танков Т-50 и двигателей для них), после изготовления всего 65 машин в январе 1942 года выпуск этих танков был прекращен. Освободившиеся производственные мощности задействовали на выпуск Т-34. Обусловлено это было, в первую очередь, технологичной сложностью Т-50 и слишком высокой для легкого танка трудоемкостью — почти такой же, как у Т-34.

В боях Т-50 проявили себя весьма неплохо, хотя конкретных достоверных данных об их фронтовой судьбе из-за малого количества выпущенных машин немного. Известно, что трофей­ные советские машины активно использовали финны. Они усилили бронезащиту танка дополнительными листами толщиной 20 мм, в результате чего финская армия получила очень мощный танк, особенно если учесть, что основу ее танковых частей составляли слабобронированные «Виккерсы 6-тонные» и трофейные Т-26 и БТ.

Технические данные танка Т-50

Боевая масса 13,8 т
Экипаж 4 человека

Габаритные размеры

длина 5200 мм
ширина 2470 мм
высота 2165 мм
клиренс 350 мм

Броня

лоб, борт 37 мм
корма 25-37 мм
Крыша днище 12-15 мм
Башня 37-15 мм
Вооружение 45-мм пушка 20К 

образца 1934 года, 2х7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект 150 выстрелов, 

4095 патронов

Двигатель В-4, дизельный, мощность 300 л.с
скорость по шоссе 52 км/ч
Запас хода по шоссе 350 км
Удельное давление на грунт 0,57 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 40°
Высота стенки 0,7 м
Ширина рва 2,2 м
глубина брода 1,1 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше