Легкий танк Т-70

СССР «1942

Слабые места легкого танка Т-60, в первую очередь его вооружение и недостаточное бронирование, выявились практически сразу же после поступления первых машин в войска. Поэтому уже осенью 1941 года, опять же в инициативном порядке, специалистами конструкторского бюро Горьковского автозавода под руководством Н. А. Астрова была разработана новая легкая боевая машина, лишенная основных недостатков предшественника и предназначенная для его замены. В январе 1942 года, после показа первого опытного образца И. В. Сталину, новый танк, получивший обозначение Т-70, был принят на вооружение Красной Армии, и уже в марте на ГАЗе началось его серийное производство (на первых порах параллельно с Т-60).

Отличия Т-70 от Т-60 были очень существенными. Во-первых, корпус нового танка сваривался из гораздо более толстых катаных броневых листов и по толщине лобовой брони практически не уступал Т-34 — танку совершенно иной весовой категории. Кроме того, в сварной граненой башне, смещенной от -носительно продольной оси корпуса влево, устанавливалась куда более мощная 45-мм пушка и спаренный с нею пулемет. Поскольку все это привело к заметному утяжелению танка, для обеспечения приемлемых динамических характеристик на него пришлось установить новый силовой агрегат ГАЗ-203, состоявший из пары последовательно соединенных автомобильных двигателей ГА.3-70.

После того как при эксплуатации новых машин проявились некоторые недостатки, в сентябре 1942 года в серию пошел модернизированный вариант Т-70М с усиленными ходовой частью и трансмиссией, более широкими гусеницами и рядом других, менее существенных изменений. Некоторое количество этих танков было изготовлено на заводах в Кирове и Свердловске, куда из Горького поставлялись силовые агрегаты, а всего до осени 1943 года было выпущено 8226 легких танков Т-70 и Т-70М.

«Семидесятки» состояли на вооружении танковых частей смешанного состава наряду с Т-34, а после прекращения производства в основном использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах, вооруженных созданными на базе танка Т-70 самоходными артустановками СУ-76 и СУ-76М, в качестве командирских машин. Помимо Красной Армии, танками Т-70М вооружались подразделения Войска Польского и Чехословацкого корпуса. Добавим, что, кроме самых массовых советских самоходок второй мировой войны СУ-76 и СУ-76М, на базе Т-70 были разработаны зенитная самоходная установка ЗСУ-37 и целый ряд других экспериментальных САУ. Наряду с неоспоримыми достоинствами, легкий танк Т-70 обладал одним очень существенным недостатком — его экипаж состоял всего из двух человек, из-за чего командиру танка помимо своих прямых обязанностей приходилось выполнять

функции наводчика и заряжающего, что чрезвычайно затрудняло управление танком и снижало эффективность его применения. С целью устранения этого изъяна, а также создания боевой машины, лучше приспособленной для ведения боевых действий в городе и способной вести огонь по верхним этажам зданий, был создан постедний легкий танк, выпускавшийся в Советском Союзе в годы войны, — Т-80. Он появился на свет в 1943 году и тогда же был запущен в производство.

Новый танк получил абсолютно новую увеличенную по размерам башню, в которой удалось разместить двоих членов экипажа — командира и наводчика, что в свою очередь заставило расширить корпус машины, а также внести в конструкцию ряд друтих изменений. Всего в течение 1943 года была выпущена 81 машина, после чего Т-80 сняли с производства одновременно с прекращением выпуска его предшественника — танка Т-70. Основными причинами такого решения послужили трудности с выпуском форсированных двигателей, а также главный изъян легких танков — недостаточность бронирования и слабость вооружения.

Технические данные танка Т-70

Боевая масса 9,8 т
Экипаж 2 человека

Габаритные размеры

длина 4285 мм
ширина 2420 мм
высота 2035 мм
клиренс 300 мм

Броня

лоб 35-45 мм
борт 15 мм
корма 1 5-25 мм
крыша, днище 10 мм
башня 35 мм
Вооружение 45-мм пушка 20К 

образца 1934 года, 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект 70 выстрелов, 945 патронов
Двигатель ГАЗ-70, карбюраторный, два мощностью по 70 л
скорость по шоссе 45 км/ч
Запас хода по шоссе 350 км
Удельное давление на грунт 0,67 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 28°
ширина рва 1,6 м
высота стенки 0,6 м
глубина брода 0,9 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше