Самоходная артиллерийская установка СУ-76И

СССР • 1943

В ходе боевых действий начиная с зимы 1941-1942 годов в руки Красной Армии стали все чаще попадать исправные немецкие танки и самоходные артиллерийские установки различных типов. Многие из них из-за очевидной слабости или неприспособленности к особенностям театра военных действий, в первую очередь PzKpfw I и PzKpfw II, шли на металлолом. Другая же часть трофейных машин, в основном PzKpfw III и PzKpfw ГУ, использовалась Красной Армией в боях по своему прямому назначению, но лишь временно, в периоды особенно острого дефицита собственной бронетехники, до первых неполадок или пока не заканчивались трофейные боеприпасы. Однако после победы под Сталинградом трофеи оказались настолько велики, что появилась возможность не только более эффективно использовать уцелевшие немецкие боевые машины, но и ремонтировать слабо поврежденные. Появилась также возможность подумать о создании на базе трофейной техники машин, в большей степени удовлетворяющих потребностям собственной армии и лучше соответствующих требованиям поля боя. Самым массовым трофейным немецким танком являлся PzKpfw III. Но его 50-мм пушка, особенно стоявшая на первых модификациях короткоствольная, была уже явно слабовата. Поэтому в январе 1943 года постановлением ГКО было решено установить на «тройке» 76-мм пушку с Т-34. Но поскольку установить гораздо более габаритное советское орудие в башне PzKpfw III без очень существенных доработок не представлялось возможным, конструкторам пришлось отказаться от башни в пользу неподвижной рубки. В итоге на свет появилась новая самоходная артиллерийская установка, успешно прошедшая испытания в суровых условиях ранней уральской весны и 20 марта 1943 года рекомендованная для принятия на вооружение под обозначением СУ С-1, но более известная как СУ-76И («иностранная»). Переделка базового трофейного танка заключалась в снятии башни и верхней части корпуса, установке коробчатой надстройки, сваренной из броневых листов толщиной 35 мм в лобовой части и 25 или 15 мм по бортам и на корме, и 76-мм орудия Ф-34 или ЗИС-5 (на выбор). Все остальные элементы конструкции танка PzKpfw III остались неизменными.

Спешка при создании САУ на базе трофейного танка имела еще одну причину. Дело в том, что в первые месяцы 1943 года начался массовый выход из строя трансмиссий у принятых на вооружение самоходок СУ-76, строившихся на базе легкого танка Т-70. Причиной этого была параллельная установка двух двигателей, работавших на общий вал. Дефект был очень серьезным, и для его ликвидации требовалось много времени. В результате к началу весны большая часть СУ-76 требовала ремонта и не могла использоваться для ведения боев. Красная Армия оказалась лишенной самых необходимых войскам 7б-мм самоходных орудий. Новая САУ весила 22,5 т и могла передвигаться с типичной для немецких танков максимальной скоростью 40 км/ч. Она унаследовала и ряд недостатков базового танка, а именно небольшую дальность хода без дозаправки. Зато благодаря просторной рубке боекомплект пушки удалось увеличить до 98 снарядов. С мая 1943 года все машины, подобно немецким, получили радиостанцию. А вот от пулемета пришлось отказаться. В результате СУ-76И, как и все другие, не имевшие пулемета советские САУ, оказалась в ближнем бою крайне уязвимой. Правда, у экипажа, состоявшего из 4 человек, имелись для обороны два автомата ППС и 20 ручных гранат.

Всего за период с марта по ноябрь 1943 года было построено около 200 самоходных артиллерийских установок СУ-76И. Они получили боевое крещение в ожесточенных сражениях летом 1943 года и активно использовались как в танковых, так и механизированных частях Красной Армии. Правда, вполне надежная боевая машина на поле боя быстро уничтожалась. Происходило это из-за того, что, во-первых, советским войскам в тот период приходилось преодолевать насыщенную оборону противника, неся при этом огромные потери, а, во-вторых, бронезащита СУ-76И к тому времени была совершенно недостаточной и не могла уберечь от огня новых немецких 75- и 88-мм орудий даже на очень больших дистанциях. И все же советские самоходчики любили СУ-76И за то, что даже при наличии закрытого боевого отделения, а это существенно повышало защищенность экипажа (по сравнению с СУ-76), она не была такой тесной, как СУ-85 или трофейные StuG III. В заключение отметим, что кроме описанной выше САУ на базе трофейного танка PzKpfw III производилась также самоходная гаубица СГ-122, по внешнему виду сильно напоминавшая СУ-76И, но вооруженная 122-мм гаубицей М-30 и имевшая полностью переделанную переднюю броневую плиту.

Технические данные 76,2-мм САУ СУ-76И

Боевая масса 22,5 т
Экипаж 4 человека

Габаритные размеры

длина нет данных
ширина 2810 мм
высота нет данных
клиренс 350 мм

Броня

Лоб корпус 35 мм
Борт корма 15-25 мм
Вооружение 76,2-мм пушка Ф-34
Боекомплект 98 выстрелов
Двигатель «Майбах» HL 120TRL, карбюраторный, мощность 300 л. с.
Максимальная скорость по шоссе 50 км/ч
Запас хода по шоссе 180 км

Преодолеваемые препятствия

подъем 30°
ширина рва 1,1 м
высота стенки 1,0 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше