Средний танк Т-28

СССР • 1933

В июле 1929 года правительством Советского Союза была утверждена первая программа оснащения Красной Армии бронетанковой техникой. На вооружение планировалось поставить различные типы новых танков, каждый из которых был бы ориентирован на решение определенного крута задач. Роль средства усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных позиций отводилась средним и тяжелым танкам. В 1931 году на Машиностроительном заводе № 174 в Ленинграде приступили к проектированию трехбашенного среднего танка, первый образец которого появился на свет к концу года. Осенью следующего 1932 года в связи с полной загруженностью мощностей завода выпуском легких танков Т-26 освоение серийного производства новой боевой машины было поручено заводу «Красный путиловец» (с 1934 года — Кировский завод), куда и был передан первый опытный образец. В августе 1933 года новый танк под обозначением Т-28 был принят на вооружение РККА, при этом серийная машина заметно отличалась от прототипа. При сохранении общей компоновки и схемы расположения башен существенным изменениям подвергся корпус, конструкция которого стала не клепаной, а сварной. В главной башне измененной формы вместо 45-мм пушки было установлено гораздо более мощное орудие калибра 76,2 мм и два пулемета. Подверглись усовершенствованию также ходовая часть и моторно-трансмиссионное отделение. В целом конструкцию танка Т-28 можно признать достаточно совершенной для своего времени, а три расположенные в два яруса башни успешно справлялись с задачей эффективной поддержки пехоты массированным огнем. Но вместе с тем танк имел и существенные недостатки, касавшиеся в первую очередь двигателя, трансмиссии и ходовой части, что отрицательно сказывалось на надежности машины. И хотя за время производства (с 1933 по 1940 годы) в конструкцию Т-28 было внесено более 600 изменений, полностью устранить недостатки так и не удалось. Во многом это было связано как со скудной агрегатной базой, так и с весьма низкой технологией производства. На первых порах не были готовы к приему сложных боевых машин и войска.Боевое крещение танки Т-28 получили в ходе боевых действий на Карельском перешейке во время советско-финской войны 1939-1940 годов, где они понесли большие потери из-за недостаточного уровня бронезащиты. Пытаясь исправить положение, бронирование части танков было усилено за счет установки дополнительных броневых листов, после чего толщина лобовой брони корпуса и башни достигла 50-80 мм, бортовой и кормовой — 40 мм, а масса машины возросла до 32 т, что, естественно, отрицательно сказалось на ее подвижности. Танки с дополнительным бронированием получили обозначение Т-28Э («экранированный»).В 1940 году была выпущена партия из 12 танков с коническими главными башнями. В том же году после выпуска 523 машин производство Т-28 было прекращено, поскольку дальнейшее увеличение бронезащиты (а это диктовалось ростом эффективности противотанковых средств) заводило многобашенную компоновку в тупик — чрезмерно возрастали масса и габариты танка. Заочное соревнование с однобашенными танками было проиграно. К 1941 году танки Т-28, с точки зрения конструкторской мысли, устарели не столько физически, сколько морально, хотя по вооружению и превосходили все немецкие танки того времени, а по броневой защите уступали только PzKpfw IV. Т-28 принимали участие в боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны и почти все были потеряны в первые месяцы сражений. Впоследствии уцелевшие танки участвовали в отдельных боях вплоть до 1944 года, а трофейные машины использовались финнами до самого конца войны. В заключение отметим, что база Т-28 была использована для создания ряда машин специального назначения и среднего колесно-гусеничного танка Т-29, который был принят на вооружение, но в серию не вошел.

Технические данные танка Т-28

Боевая масса 27,8 т
Экипаж 6 человек

Габаритные размеры

длина 7440 мм
ширина 2805 мм
высота 2820 мм
клиренс 560 мм

Броня

лоб, корпуса 30 мм
борт, корпуса 20 мм
башня 20 мм
крыша 10-15 мм
днище 15 мм
Вооружение 76,2-мм пушка 

КТ-28, 4х7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект 70 выстрелов, 

7938 патронов

Двигатель M-17T, карбюраторный, мощность 500 л. с.
Скорость по шоссе 45 км/ч
по рокаде 20 км/ч
Запас хода по шоссе 220 км
на гусеницах 150 км
Удельное давление на грунт 0,72 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

высота стенки 1,0 м
ширина рва 3,5 м
глубина брода 1,0 м
подъем 45°
крен 30°

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше