Средний танк Т-34

СССР • 1939

Концепция колесно-гусеничных танков получила в Советском Союзе широкое признание и была достаточно успешно реализована в семействе самых популярных в нашей стране в 30-е годы боевых машин БТ. Вместе с тем наряду с неоспоримыми достоинствами выявились и существенные недостатки танков данного типа. В первую очередь это касалось сложности конструкции ходовой части и, как следствие, недостаточно высокой ее надежности, а также невозможности существенного усиления бронезащиты, приводившей к увеличению массы и перегрузке элементов все той же ходовой части. Споры о целесообразности применения на танках колесно-гусеничного движителя стали звучать все громче, наконец дискуссия по этому вопросу завязалась на проходившем 4 мая 1938 года в Москве расширенном заседании Государственного Комитета Обороны СССР, на котором присутствовали И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, В.И.Молотов, другие высокие государственные и военные руководители, представители оборонной промышленности, а также недавно вернувшиеся из Испании командиры танковых подразделений. В результате обсуждения представленного участникам заседания проекта разработанного на Харьковском паровозостроительном заводе (завод № 183) нового колесно-гусе-ничного танка А-20 было решено поручить конструкторам ХПЗ разработать проект чисто гусеничного танка, по всем основным тактико-техническим характеристикам аналогичного А-20, и уже после изготовления опытных образцов и проведения сравнительных испытаний принять окончательное решение в пользу одного из вариантов машины. К маю 1939 года были построены опытные образцы двух танков — колес-но-гусеничного А-20 и гусеничного А-32, который по своим техническим данным и внешнему виду незначительно отличался от конкурента. Зато отсутствие привода колесного хода позволило при возросшей всего на одну тонну массе усилить бронирование и вооружить танк вместо 45-мм пушки гораздо более мощным 7б-мм орудием. Совместные испытания обоих танков производились в июле-августе 1939 года на полигоне в Харькове, а 23 сентября 1939 года они вместе с новыми тяжелыми танками KB, СМК и Т-100 были продемонстрированы командованию Красной Армии и представителям руководства страны. По результатам испытаний и показа был сделан вывод о целесообразности, соответственно повысив прочность отдельных узлов и деталей, защитить имевший запас в плане увеличения массы танк А-32 еще более мощной 45-мм броней и подвергнуть новой серии испытаний. Впрочем, сборка двух таких танков, получивших заводское обозначение А-34, уже шла в опытном цехе завода № 183, хотя из-за ряда сложностей технологического характера и не такими высокими темпами, как хотелось бы руководству завода и главному конструктору М. И. Кошкину. Тем не менее, еще до изготовления машины в металле, 19 декабря 1939 года постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443сс танк А-34 был рекомендован для принятия на вооружение под обозначением Т-34, правда, при условии успешного завершения госиспытаний пробегом на 2000 км. Сразу же после окончания сборки машин в январе 1940 начались их войсковые испытания. 17 марта опытные экземпляры танка А-34 своим ходом пришли из Харькова в Москву, где были продемонстрированы Сталину, а еще через две недели был подписан протокол Комитета Обороны о постановке танка Т-34 (А-34) в серийное производство на Харьковском паровозостроительном заводе и подготовке его выпуска на Сталинградском тракторном. Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, затем он был увеличен до 600, но из-за трудностей с освоением производства новой, во многом революционной по своей конструкции машины три первых серийных танка были готовы лишь к 15 сентября, а всего до конца года их было изготовлено 115. Первые сталинградские «тридцатьчетверки» покинули заводские цеха только в 1941 году.

Тем временем первые три серийные машины Т-34 подверглись в ноябре-декабре интенсивным испытаниям на НИБТ Полигоне, в ходе которых у них было выявлено так много конструктивных недостатков, что даже возникли сомнения в их боеспособности и на повестку дня стал вопрос о снятии танка с производства. Шли рекламации и из боевых частей, куда стали поступать «тридцатьчетверки». Танкисты жаловались на низкую надежность работы ряда узлов и агрегатов, дефекты двигателя, коробки передач, главного фрикциона и т.д. Положение усугублялось еще и тем, что ряд руководителей ГАБТУ и Наркомата обороны были твердо убеждены — самым массовым танком Красной Армии должен стать легкий Т-50, и именно производство этих машин должно стать приоритетным.

К счастью, этого не произошло. Конструкторам, техникам и простым рабочим ценой неимоверных усилий удалось устранить большинство недоработок и недостатков, без которых, впрочем, не обходится ни один новый образец сложной техники, и буквально в считанные месяцы повысить качество выпускаемых танков Т-34 до необходимого уровня — уровня, который наряду с заложенными в боевую машину превосходными характеристиками и позволил советскому танку стать настоящим шедевром, на много лет определившим пути развития мирового танкостроения.

Непростым и тернистым оказался начальный отрезок пути самого знаменитого танка всех времен и народов к славе, но это лишь еще более подчеркивает заслуги его создателей. Именно поэтому мы позволили себе так подробно на нем остановиться. О технических деталях, о развитии конструкции Т-34, о его боевых достижениях речь пойдет в следующем разделе.

Средний танк Т-34. Модификации и боевое применение

После начала Великой Отечественной войны, а к тому времени в войсках пяти приграничных округов насчитывалось 967 танков Т-34 и уже ни у кого не возникало сомнений в том, что именно этим машинам придется вынести «на своих плечах» основную тяжесть войны, постановлением ГКО № 1 к их производству подключился горьковский завод «Красное Сормово». К19 октября 1941 года по понятным причинам производство Т-34 в Харькове пришлось свернуть, а завод № 183 эвакуировать в Нижний Тагил. О трудностях, с которыми пришлось столкнуться при освоении производства на новом месте, о проблемах, возникших из-за потери многих смежников и поставщиков комплектующих, можно говорить очень долго, но у нас для этого нет места, поэтому, отдавая должное трудовому подвигу советских танкостроителей, отметим лишь, что в итоге их удалось преодолеть и дать фронту максимально возможное количество столь необходимой боевой техники.

Если же говорить о развитии конструкции танка Т-34, то нужно отметить, что уже с первых дней выпуска в нее стали вноситься многочисленные изменения, призванные не столько улучшить боевые параметры машины, сколько повысить надежность отдельных узлов и агрегатов, упростить и ускорить производство, привести техпроцесс в соответствие с технологическими возможностями конкретных заводов-изготовителей. Так, еще до конца 1941 года в конструкцию «тридцатьчетверки» были внесены 770 изменений, упрощавших изготовление различных деталей и узлов, более тысячи наименований отдельных деталей и комплектующих из нее было просто исключено, более чем в три раза была снижена трудоемкость обработки броневых элементов. В дальнейшем эта тенденция получила еще большее развитие.

Танки Т-34 разных серий в отличие от, например, немецких машин не принято относить к различным модификациям (четко можно выделить лишь два варианта — с 7б-мм или 85-мм пушкой). Поэтому обычно в рамках первого варианта различают танки Т-34 образцов 1940,1941,1942 и 1943 годов с уточнением, каким заводом данный танк был выпущен (танки разных заводов отличались даже внешне). Поскольку внесенных изменений было очень много, перечислять их мы не станем, скажем лишь, что совершенствование Т-34 в области его тактико-технических характеристик шло в основном в направлении усиления бронезащиты (например, толщина лобовой брони башни с 1941 по 1943 год увеличилась с 52 до 70 мм). Основные элементы танка, такие как двигатель и вооружение, оставались неизменными. По большому счету, до поры до времени необходимости в серьезной модернизации просто не было, настолько «тридцатьчетверка» по большинству параметров превосходила своих соперников.

Лишь в 1943 году после появления у противника в большом количестве новых танков PzKpfw V «Пантера» и PzKpfw VI «Тигр» качественное превосходство Т-34 по многим позициям было утрачено. С особой остротой вопрос о кардинальной модернизации встал после сражения на Курской дуге, где потери танков с нашей стороны достигли огромных размеров. И если двигатель и трансмиссия нареканий не вызывали, то к вооружению появилось много претензий. В ходе боев выяснилось, что эффективно бороться с отлично вооруженными и хорошо бронированными новыми немецкими танками Т-34 может лишь на дистанциях не более 600 м, в то время как длинноствольные 75-мм пушки не только «Пантер», но и последних модификаций PzKpfw IV, не говоря уже о 88-мм орудии «Тигра», были способны поражать Т-34 с дистанции 1000-1500 м.

Попытка установить более мощную 85-мм пушку в штатную, и без того достаточно тесную, башню Т-34 закончилась неудачей, поэтому конструкторам пришлось разработать новую башню больших размеров и внести существенные изменения в подбашенную коробку. В результате на свет появился танк с 85-мм пушкой ЗИС-С-53, который и был принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО от 23 января 1944 года.

В марте первые танки начали сходить с конвейера. Установка орудия большего калибра, безусловно, повысила огневую мощь «тридцатьчетверки», но переломить ситуацию в корне не удалось, дуэльно поражать новые танки противника Т-34-85 все равно не мог, но этот недостаток вполне можно было преодолеть за счет превосходства в подвижности и маневренности. Основное отличие танка Т-34-85 от предшественника, помимо новой пушки, заключалось в том, что экипаж танка увеличился до пяти человек. Освобожденный от лишних обязанностей командир мог теперь более эффективно выполнять свои основные функции по наблюдению за полем боя и управлению боевой машиной, что привело к еще большему повышению боеспособности танка.

Помимо линейных танков выпускались огнеметные танки ОТ-34 и ОТ-34-85, у которых вместо курсового пулемета устанавливался огнемет, танки-тралыци-ки и мостоукладчики, а также командирский вариант «тридцатьчетверки», отличительной чертой которого было наличие более мощной радиостанции. Кроме того, на базе Т-34 производились самоходные артиллерийские установки СУ-85,СУ-100иСУ-122. Танки Т-34 прошли всю войну от первого до последнего дня. Как уже говорилось, на ее первом этапе они наголову превосходили всех своих соперников, и зачастую лишь неграмотное применение бронетанковых войск высшим командованием Красной Армии не позволило в полной мере продемонстрировать всесокрушающую мощь крупных соединений средних и тяжелых советских танков.

Отдельные же примеры умелого использования экипажами возможностей своих «тридцатьчетверок» наглядно убеждают в выдающихся достоинствах прекрасной боевой машины. Один из наиболее результативных советских танкистов-асов, воевавших на Т-34, лейтенант Д. Ф. Лаври-ненко из 4-й танковой бригады в ходе всего лишь 28 боев уничтожил 52 танка и штурмовых орудия противника. Не вызывает сомнений, что счет побед отважного танкиста был бы гораздо выше, если бы он не погиб в ноябре 1941 года под Москвой.

Уже первые столкновения с «тридцатьчетверками» произвели на немцев ошеломляющее впечатление. Абсолютное превосходство Т-34 над всеми имевшимися на тот момент танками противника заставило командование вермахта всерьез рассматривать возможность освоения производства копии советского танка на заводах Германии. Лишь сложности технологичес­кого характера и возможные проблемы с идентификацией танка на поле боя вынудили отказаться от этой идеи. Тем не менее можно сказать, что именно неоспоримые достоинства Т-34 послужили толчком к созданию немцами новых образцов танков, и в первую очередь танка РгКрй^ V «Пантера». В лице «Тигра» и «Пантеры» Т-34 получил очень серьезных противников, по огневой мощи и бронезащите превосходивших его. Появление нового танка Т-34-85 с более мощной пушкой позволило несколько выправить положение, и в умелых руках он стал грозным противником для новейших немецких танков. Например, экипаж младшего лейтенанта Ивана Голуба (13-я гвардейская танковая бригада 4-го гвардейского танкового корпуса) в ходе нескольких боев под Житомиром и Бердичевом в декабре 1944 года подбил пять «Тигров» и две «Пантеры». В целом танк Т-34 следует по праву считать бесспорно лучшим танком мира на первом этапе второй мировой войны и одним из лучших — на втором. После окончания войны боевая биография «тридцатьчетверок» (а точнее Т-34-85) не завершилась. За пределами Советского Союза танки этого типа участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до самого последнего времени. И это неудивительно, ведь после 1945 года танки Т-34-85 в разное время состояли на вооружении в Авст­рии, Албании, Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Гане, Гвинее, Гвинее-Биссау, ГДР, Египте, Израиле (трофейные египетские), Ираке, Кипре, Китае, КНДР, Конго, Кубе, Лаосе, Ливане, Ливии, Мали, Мозамбике, Монголии, Польше, Румынии, Северном и Южном Йемене, Сирии, Сомали, Судане, Того, Уганде, Финляндии (трофейные советские), Чехословакии, Экваториальной Гвинее, Эфиопии, ЮАР (трофейные ангольские), Югославии. По состоянию на 1996 год танки этого типа еще имелись в армиях Кубы, Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Анголы, Гвинеи-Биссау, Мали, Афганистана и Вьетнама.

И в заключение немного статистики. Танк Т-34, вооруженный 7б-мм пушкой, производился с 1940 по 1944 год на шести заводах, и всего за это время было изготовлено 35 312 танков, включая 1170 огнеметных. Выпуск Т-34-85 осуществлялся на трех заводах и продолжался до 1946 года, до конца же второй мировой войны было произведено 21 048 танков этого типа. Такие объемы производства сделали Т-34 самыми массовыми в мире танками периода второй мировой.

Технические данные танка Т-34

T-34-76 образца 1941 года

Т-34-85 образца 1944 года
Боевая масса 26,5 т 32 т
Экипаж 4 человека 5 человек

Габаритные размеры

Длина

6680 мм 8100 мм
Ширина 3000 мм 3000 мм
Высота 2450 мм 2720 мм
Клиренс 400 мм 400 мм

Броня

Лоб 45 мм 45 мм
Борт 45 мм 45 мм
корма 40-45 мм 45 мм
крыша 15-20 мм 20 мм
днище 15-20 мм 20 мм
башня 45-52 мм 60-90 мм

Вооружение

76,2-мм пушка Ф-34 образца 1940 года, 2х7,62-мм пулемета AT 85-мм пушка ЗИС-С-53 образца 1944 года, 2х7,62-мм пулемета AT 60 выстрелов,
Боекомплект 77 выстрелов 3906 патронов 60 выстрелов 1920 патронов
двигатель В-34, дизельный,

мощность 500 л. с.

В-2-34 дизельный, мощность 500 л. с. 0,85 кг/см2
Удельное давление на грунт 0,64 кг/см2 0,85 кг/см2
Скорость по шоссе

54 км/чс

55 км/чс
Запас хода по шоссе 400 км/чс 360 км/чс

Преодолеваемые препятствия

подъем 30°

30°

высота стенки 0,73 м

0,73 м

Ширина рва 2,5 м 2,5 м
Глубина брода 1,11 м 1,11 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше