Тяжелый танк ИС-3

СССР • 1945

Тяжелый танк ИС-2, выпускавшийся с января 1944 года, зарекомендовал себя как неплохая боевая машина, мощная и хорошо защищенная, достаточно простая в производстве, эксплуатации и ремонте. Тем не менее совершенствование противником своих противотанковых средств привело к тому, что броне-стойкость всех без исключения советских танков оказалась недостаточной, поэтому на повестку дня вновь со всей актуальностью встало требование резко усилить их броневую защиту, не увеличивая одновременно массу. После появления у врага «Королевского Тигра» Советская Армия особенно остро ощутила потребность в новой тяжелой боевой машине, так как ИС-2 уступал оппоненту как в бронезащите, так и в бронепробиваемо-сти пушки.

В результате на свет появился ИС-3 — последний советский танк, созданный в период Великой Отечественной войны. Он был разработан в 1944-1945 годах на Челябинском опытном заводе № 100 под руководством ведущего конструктора М. Ф. Балжи с учетом выводов группы научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И. В. Сталина, которая исследовала повреждения, полученные танками, как советскими, так и немецкими, в ходе Курской битвы. Специалисты сразу обратили внимание на очень большое число случаев поражения лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса с целью придания им обтекаемой формы, а также — для снижения массы резко дифференцировать броневую защиту.

В результате конструкторских работ наклон бронелистов корпуса, особенно в передней его части, был доведен до максимально возможного. При этом толстые 120-мм плиты лобовой брони образовывали трехскатную, вытянутую вперед носовую часть, получившую за характерную форму название «щучий нос». Чтобы при достаточно узком корпусе получить широкий погон башни, верхним бортовым листам корпуса придали обратный наклон. Теперь борта корпуса нового танка переходили в днище плавно, общая площадь поверхности заметно уменьшилась, а полученный выигрыш в массе был направлен на усиление бронезащиты башни. Таким образом, новые конструктивные формы брони обеспечили значительно лучшую противоснарядную защиту.

К сожалению, при проектировании ИС-3 конструкторами был допущен целый ряд просчетов и ошибок, отрицательно сказавшихся, в первую очередь, на надежности работы двигателя, коробки передач и трансмиссии. Проблема была настолько острой, что уже в 1946 году пришлось создать специальную комиссию по анализу дефектов совсем еще нового танка. В результате все выпущенные к тому моменту танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам по программе УКН (устранение конструктивных недостатков), что, впрочем, так и не позволило довести машины до необходимого уровня эксплуатационных требований. В середине 1946 года, после выпуска всего 1170 боевых машин, танк был снят с производства. Но такой непродолжительный боевой путь вовсе не умаляет огромного значения революционных решений, впервые примененных на танке ИС-3 и, по сути, определивших направление развития мирового танкостроения на многие годы. Вопреки распространенному мнению, ИС-3 в боевых действиях второй мировой войны принять участия не успели, но 7 сентября 1945 года 52 танка 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии приняли участие в берлинском параде по случаю победы в войне. Новые советские тяжелые машины буквально шокировали западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции, еще раз наглядно продемонстрировав непоколебимую мощь Советского Союза и его армии.

Технические данные Тяжелый танк ИС-3

Боевая масса 45,8 т
Экипаж 4 человека

Габаритные размеры

длина 9850 мм
ширина 3200 мм
высота 2440 мм
клиренс

435 мм

Броня

лоб

120 мм

борт

90 мм

корма

60 мм

крыша, днище

20 мм

башня

75-230 мм

Вооружение 122-мм пушка А-25Т образца 1943 года, 12,7-мм пулемет АШК, 7,62-мм пулемет ДТМ
Боекомплект 28 выстрелов, 945 патронов калибра 12,7 мм, 1000 патронов калибра 7,62 мм
Двигатель В-11, дизельный, мощность 520 л. с.
Скорость по шоссе 40 км/ч
Запас хода по шоссе 190 км

Преодолеваемые препятствия

подъем 32°
ширина рва 2,5 м
высота стенки 1,0 м
глубина брода 1,1 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше