Тяжелый танк Т-35

СССР • 1933

Идея создания тяжелых многобашенных танков, наделенных незаурядной огневой мощью, в 20-30-х годах была весьма популярна в мире. Этой проблемой занимались танкостроители Великобритании, Франции, Германии и, естественно, Советского Союза, где в то время велись широкие исследования в области бронетанковой техники. Разработкой проекта тяжелой боевой машины, предназначенной для усиления общевойсковых соединений при прорыве мощных оборонительных позиций противника, в нашей стране занялся коллектив специально созданного конструкторского бюро. Сборка первого прототипа была закончена 20 августа 1932 года, а 1 сентября он был показан представителям Управления механизации и моторизации РККА и произвел на них сильное впечатление. Хотя внешне новый советский танк оказался похожим на английскую опытную машину А1Е1 «Инде-пендент», построенную фирмой «Виккерс» в 1929 году, нет данных о том, что специальная закупочная комиссия, находившаяся в Англии в 1930 году, интересовалась этим танком. Скорее всего, советские конструкторы пришли к пятибашенной схеме самостоятельно, независимо от своих английских коллег Малосерийное производство машины, получившей обозначение Т-35 и существенно отличавшейся от прототипа, было начато в 1934 году на Харьковском паровозостроительном заводе и продолжалось до 1939 года. За это время был изготовлен 61 танк, ставший настоящим символом мощи Рабоче-Кре-стьянской Красной Армии тех лет.Т-35 был создан по классической компоновочной схеме: отделение управления размещалось спереди, боевое — посередине, а моторно-трансмиссионное — сзади. На подбашенной коробке массивного корпуса устанавливались пять башен: центральная кругового вращения и четыре с ограниченными секторами обстрела. Вооружение танка Т-35 состояло из трех Гашек и пяти пулеметов. Короткоствольное 7б-мм орудие устанавливалось в центральной башне, а две 45-мм пушки — в передней правой и задней левой башнях Два 7,62-мм танковых пулемета ДТ были спарены с 45-мм пушками, а еще три находились в шаровых опорах центральной и двух пулеметных башен. Число и калибр орудий до конца 30-х годов по праву делали танк Т-35 самым сильным в мире по вооружению: выбранный вариант установки последнего позволял сосредоточить огонь сразу двух орудий, одного 76-мм и одного 45-мм, и трех пулеметов вперед, назад и на любой борт. Экипаж танка был под стать вооружению и состоял из одиннадцати человек командира, дополнительно выполнявшего обязанности пулеметчика, трех наводчиков и стольких же заряжающих, механика-водителя, радиста и двух пулеметчиков. Бронирование (катаные листы толщиной 20-30 мм (крыша — 10 мм) соединялись электросваркой и частично заклепками) обеспечивало экипажу защиту лишь от огня крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов, мин и бомб. Этого было явно недостаточно, и в 1937 году броню несколько увеличили, что, естественно, привело к увеличению массы танка до 55 т и ухудшило и без того неудовлетворительную маневренность, которая обусловливалась не только тяжеловесностью машины, но и слишком большим отношением длины танка к ширине его колеи. Помимо вышеназванных недостатков Т-35 характеризовался низкой надежностью двигателя и трансмиссии. Но главное — несостоятельной оказалась сама идея многобашенной компоновки и рассредоточения огня. Командир танка физически не мог давать своевременные указания всем обслуживающим пять башен членам экипажа, а пулеметчики и артиллеристы в башнях нижнего яруса при недостаточных средствах наблюдения не имели возможности самостоятельно выбрать главную цель. Кроме того, ресурсы повышения бронезащиты за счет простого увеличения толщины броневых листов при многобашенной компоновке были невелики, и такой путь приводил в тупик гораздо раньше, чем при классической однобашенной схеме. Танки Т-35, а также созданные на их базе самоходные артиллерийские установки СУ-14 приняли участие в боях первого периода Великой Отечественной войны и очень быстро почти все были потеряны, правда, в основном не в столкновениях с противником, а по техническим причинам. Последний раз два танка Т-35 использовались зимой 1941 года в битве под Москвой.

Технические данные танка Т-35

Боевая масса 50 т
Экипаж 11 человек

Габаритные размеры

длина 9720 мм
ширина 3200 мм
высота 3430 мм
клиренс 530 мм
Броня 10-30 мм
Вооружение 75-мм пушка  

КТ-28, 2х45-мм пушки образца

1932 года, 5х7,62-мм

пулеметов ДТ

Боекомплект 96 выстрелов калибра 75 мм, 

220 выстрелов калибра 45 мм,

10 080 патронов калибра 7,62 мм

Двигатель M-17T, карбюраторный, мощность 500 л. с.
Скорость по шоссе 30 км/ч
по рокаде 20 км/ч
Запас хода по рокаде 120 км
Удельное давление на грунт 0,78 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

высота стенки 1,5 м
ширина рва 3,5 м
глубина брода 1,0 м
подъем 20°
крен 30°

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше