МЗ «Стюарт»

США • 1940

К началу второй мировой войны американская армия имела на вооружении всего лишь 292 легких двухбашенных танка М2А2 и М2АЗ с пулеметным вооружением. Развернувшиеся в Европе боевые действия сразу же наглядно продемонстрировали всю несостоятельность чисто пулеметного вооружения, и это обстоятельство вынудило американцев ускорить разработку нового легкого танка, вооруженного пушкой. Первым образцом такой машины явился танк М2А4, ставший важной вехой в истории американской армии, но в силу массы недостатков не оставивший заметного следа в танкостроении.Куда большую роль на полях сражений довелось сыграть танку, созданному на базе М2А4 в арсенале Рок-Айленд и 5 июня 1940года принятому на вооружение под обозначением «легкий танк МЗ». Первые серийные машины МЗ увидели свет в марте1941 года, сразу по завершении производства М2А4.

Новая машина унаследовала целый ряд недостатков, присущих ее предшественницам 30-х годов. Малые габариты корпуса (а его ширина лимитировалась шириной стандартного американского наплавного моста предвоенных лет) не позволили разместить в башне артсистему калибра более 37 мм. Узкие гусеницы, доставшиеся МЗ от более легких машин, обусловили высокое значение удельного давления и неважную проходимость на бездорожье.

К числу же основных достоинств танка МЗ следует отнести высокую надежность и превосходные динамические характеристики, обусловленные применением очень мощного для легкой машины двигателя. Достаточно мощным было и вооружение, состоявшее из 37-мм пушки М5, по бронепробиваемости не уступавшей, кстати, советской «сорокапятке», и пяти пулеметов «Браунинг» калибра 7,62 мм (один спаренный с пушкой, второй курсовой, два в бортовых спонсонах и один зенитный).

В процессе серийного производства в конструкцию танка постоянно вносились изменения, направленные не столько на улучшение основных боевых характеристик, сколько на повышение технологичности. Так, многогранная клепаная башня машин ранних выпусков была заменена аналогичной по форме сварной, а затем — так называемой «подковообразной», боковые стенки которой выполнялись из одного гнутого броневого листа.За период с марта 1941 по февраль1943 года было выпущено 13 859 легкихтанков модификаций МЗ, МЗА1 и МЗАЗ,сличавшихся друг от друга рядом неочень существенных усовершенствований.

-:части машин устанавливался дизельный двигатель. В июле 1943 года после подключения к производству вооружения и боевой техники новых фирм появился

легкий танк М5, ставший дальнейшим развитием МЗ, а его последняя модификация М5А1 стала не только самой совершенной, самой массовой моделью из всего семейства «Стюартов». Всего промышленностью было произведено 22 743 танка серий МЗ и М5, по праву считающихся самой массовой и популярной легкой машиной второй мировой войны.

Боевое крещение легкие танки МЗ получили не под американским, а под британским флагом в составе сражавшейся в Северной Африке 8-й английской армии и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. В первую очередь англичанам понравилась исключительная надежность ходовой части и трансмиссии американских танков (за два месяца активных боевых действий из 166 машин по техническим причинам из строя вышли только 12) и их высокая подвижность. Только МЗ смогли обеспечить высокий темп преследования отступающих немецко-итальянских войск.

Интересно, но именно в британской армии танки серии МЗ (а впоследствии и М5) получили название «Генерал Стюарт». Позднее в составе Королевского британского корпуса машины модификаций МЗ и МЗА1 активно использовались в Бирме, а всего же с 1941 по 1943 год в Великобританию по ленд-лизу из США было отправлено 1829 и 1524 танков МЗ и МЗА1 соответственно. В этот же период 1776 (по другим данным — 1665) единиц МЗА1 получил Советский Союз.

В составе американской армии «Стюарты» впервые пошли в бой на Филиппинах в декабре 1941 года. Затем МЗ и МЗА1 довольно успешно использовались в 1942-1943 годах в Северной Африке и вплоть до 1944 года — на островах Тихого океана. В Европе же гораздо более мощные немецкие танки не оставляли «Стюартам» никаких шансов уцелеть на поле боя, поэтому уделом легких МЗ и М5 стала огневая поддержка моторизованной пехоты, разведка и выполнение дру­гих вспомогательных функций. Кроме того, они послужили базой для создания ряда модификаций самоходных артиллерийских установок.

Помимо армий США, Великобритании и СССР «Стюарты» разных модификаций состояли на вооружении войск «Свободной Франции», воевавших на Западе польских и чехословацких соединений, народно-освободительных армий Югославии и Китая. 683 боевые машины были переданы латиноамериканским государствам, где они использовались вплоть до 70-х годов.

Технические данные МЗ «Стюарт»

Боевая масса 12,428 т
Экипаж 4 человека

Габаритные размеры

длина 4531 мм
ширина 2235 мм
высота 2515 мм

Броня

Лоб корпуса 45 мм
корма 25 мм
Крыша днище 10 мм
Башня 13-38 мм
Вооружение 37-мм пушка М5, 

5х7,62-мм

пулеметов

«Браунинг»

М1919А4

Боекомплект 103 выстрела, 

8270 патронов

Двигатель «Континентал» 

W670-9A,

карбюраторный,

мошность 250 л. с.

скорость по шоссе 58 км/ч
Запас хода по шоссе 175 км
Удельное давление на грунт 0,79 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 35°
Ширина рва 1,83 м
Высота стенки 0,61 м
глубина брода 0,91 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше