М4 «Шерман»

США • 1941

Очевидные уже на стадии разработки недостатки среднего танка МЗ «Грант/Ли» заставили американских специалистов почти сразу после его запуска в серийное производство приступить к работам по созданию нового, более совершенного и лучше бронированного среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. В сентябре 1941 года первый прототип новой машины был передан на Абердинский полигон для испытаний, а изготовление опытной партии началось уже в ноябре. В американской и английской армиях новый танк, получивший индекс М4, назывался «Шерманом» (в честь генерала, командовавшего в годы гражданской войны в США войсками северян). Как и предшественник, танк М4 выпускался на многих заводах и постоянно в процессе производства модернизировался. Но принципиально все модификации (М4, М4А1, М4А2, М4АЗ, М4А4 и М4А6) отличались друг от друга не многим — в первую очередь вооружением (на танках стояли 75- и 7б-мм пушки с разной длиной ствола и оттого обладавшие различными характеристиками, а также 105-мм гаубицы) и силовой установкой (на М4 устанавливались как бензиновые, так и дизельные двигатели различных типов). По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым корпусом. Башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть — все это было практически одинаковым. Боевое крещение «Шерманы» получили в Северной Африке, где они в составе англо-американских войск приняли самое активное участие в разгроме африканского корпуса Роммеля и стали сильнейшими танками союзников на этом театре военных действий. В конце 1942 — начале 1943 года они появились и на советско-германском фронте.

По американским данным в Советский Союз по ленд-лизу было поставлено 4063 танка модификации М4А2 (с дизельным двигателем) различных вариантов (1990 танков с 75-мм пушкой и 2073 — с 76-мм), что составило более трети парка всех танков, полученных СССР от западных союзников за годы войны.

Как и другие ленд-лизовские танки, в Советском Союзе «Шерман» принято было больше критиковать, чем хвалить, причем особый упор делался на низкую проходимость и маневренность, якобы слабое вооружение и бронирование. Но если смотреть на вещи объективно и непредвзято, все это во многом более чем спорно — достаточно сравнить приводимые в нашей книге характеристики американской и советских машин. Да, как и любой другой танк мира, «Шерман» не был лишен недостатков, например упрек в худшей проходимости справедлив, но в целом это была надежная и простая в обслуживании машина, в которой широко использовались отлично отработанные автомобильные узлы и агрегаты, безусловно, лучший американский танк периода второй мировой войны. Даже одно число выпущенных танков М4 — 40 234 единицы с февраля 1942 года по июль 1945 года — говорит о высоких боевых качествах. После Т-34 это был самый массовый танк тех огненных лет.

По вооружению и бронированию М4А2 нисколько не уступал «тридцатьчетверке» с 76-мм пушкой. Меньший угол наклона броневых листов компенсировался их большей толщиной, а до появления на поле боя «Тигров» и «Пантер» 75-мм пушка «Шерма-на» поражала все типы немецких танков. На последних модификациях ее заменили на более мощные длинноствольные американские и английские (танки с английской пушкой известны под названием «Шерман Файэрфлай») орудия калибра соответственно 76 и 76,2 мм, что позволило существенно повысить огневую мощь.

К числу же немаловажных достоинств «Шермана» стоит отнести наличие на башне зенитного пулемета, который на советских танках появился только в 1944 году, и гироскопического стабилизатора наведения пушки в вертикальной плоскости, существенно повышавшего эффективность стрельбы при движении. Подобный прибор на советском Т-54 появился лишь в начале 50-х годов.

«Шерманы» сражались на всех театрах боевых действий второй мировой войны, а в рядах Красной Армии принимали участие в освобождении Прибалтики, Украины, Белоруссии, Польши, Чехословакии, Австрии, штурмовали Берлин.

На вооружении армии США танки М4 находились до середины 50-х годов, приняли участие в войне в Корее. Тогда же они составляли основу танкового парка большинства стран НАТО. В армиях многих других государств мира «Шерманы» продержались в строю значительно дольше. Израиль, например, использовал их в боевых действиях против арабов в 1967 и 1973 годах. Помимо огромного числа линейных танков, на базе «Шерманов» было построено большое число различных типов САУ, систем залпового огня, инженерных машин и БРЭМ.

Технические данные танка М4АЗ «Шерман»

Боевая масса 31,5 т
Экипаж 5 человек

Габаритные размеры

длина

6270 мм

ширина 2670 мм
высота 3370 мм

Броня

Лоб корпуса 50 мм
Борт корма 38 мм
Башня 50-75 мм
Вооружение 75-мм пушка М3 2х7,62-мм пулемета «Браунинг» М1919А4, 12,7-мм пулемет М2
Боекомплект 70 выстрелов, 945 патронов
Двигатель «Форд» GAA, карбюраторный, 

мощность 500 л. с.

Удельное давление на грунт 1,00 кг/см2
Скорость по шоссе 42 км/ч
Запас хода по шоссе 160 км

Преодолеваемые препятствия

ширина рва 2,29 м
высота стенки 0,61 м
глубина брода 0,91 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше