Легкий танк «Рено» R-35

ФРАНЦИЯ • 1935

В 1933 году командование сухопутных войск французской армии сформулировало ряд требований к новому танку сопровождения пехоты, призванному заменить устаревшие машины «Рено» FT-17/18. Заказ на разработку получили четыре фирмы, в том числе и «Рено». Последняя представила модель под обозначением 2М, которой и было отдано предпочтение. В мае 1935 года еще до окончания испытаний «Рено» получила первоначальный заказ на 300 машин и танк под обозначением R-35 пошел в серийное производство. В последующие годы заказы постоянно возобновлялись, и до конца мая 1940 года было выпущено около 1600 танков (1070 — для французской армии и более 500 — на экспорт).

Конструкторы «Рено» существенно улучшили опытный образец, применив немало технических новинок: в первую очередь стоит выделить цельно литую башню и корпус из крупных литых деталей. Литье не только упрощало и ускоряло производство, но и позволяло достичь дифференциации толщины брони, а также обеспечить компактность машины при очень приличном для легкого танка уровне броне защиты. Интересной была и конструкция подвески с использованием резиновых амортизаторов-рессор, так называемых сайлент-блоков. Правда, при этом не была учтена зависимость упругих характеристик от температуры окружающего воздуха, что, например, в условиях русской зимы делает такую подвеску неработоспособной. Из других недостатков танка R-35 следует отметить тесноту боевого отделения, низкую удельную мощность и скорость, крайне малую начальную скорость снаряда 37-мм пушки, делавшую ее абсолютно непригодной для борьбы с танками. К тому же командир машины в бою помимо своих прямых обязанностей должен был выполнять функции наводчика и заряжающего, что, естественно, негативно сказывалось на эффективности действий. Для повышения проходимости большинство танков оборудовалось «хвостом». Первоначально R-35 не имел радиостанции, но на машинах более позднего выпуска они появились, и к многочисленным обязанностям командира машины прибавилась еще одна — держать радиосвязь.

Развитием R-35 стали танк R-39, отличавшийся от предшественника лишь установкой другой, тоже 37-мм, пушки с более высокой начальной скоростью снаряда, и танк R-40 с новой разработанной фирмой АМХ ходовой частью и модифицированным двигателем. Всего было построено около 270 танков R-39 и немногим более 100 R-40.

Боевая биография танка «Рено» очень интересна. Французская армия использовала его на всех театрах военных действий, в первую очередь, конечно же, в Европе, правда, без особого успеха, поскольку к этому моменту золотое время легких танков прошло, и они уже не могли достойно противостоять более мощным и современным боевым машинам противника.

После поражения все французские колониальные части, в составе которых имелись и R-35, перешли под власть правительства Виши, по приказу которого они вели боевые действия с англичанами, американцами и французами из движения «Свободная Франция», обороняя от бывших союзников заморские владения в Сирии и Марокко.

После капитуляции Франции около 800 танков R-35 досталось Германии. Они поступили на вооружение гарнизонов оккупационных немецких войск, а также использовались для обучения танкистов. После нападения на Советский Союз часть машин после демонтажа башен переоборудовали в артиллерийские тягачи и под возчики боеприпасов. Несколько позднее уже демонтированные башни, а также башни со многих еще находившихся на территории Франции танков были установлены на «Атлантическом валу» в качестве неподвижных огневых точек

В 1941-1942 годах 174 танка R-35 были переделаны немцами в САУ путем установки 47-мм чешской противотанковой пушки. Часть из них вместе с линейными R-35 принимала участие в боях с войсками западных союзников в Нормандии, после которых многим «Рено» снова пришлось сменить хозяев. Отбитые у немцев машины участвовали в боевых действиях по освобождению Франции от фашистских захватчиков в составе возрожденной французской армии. 25 танков R-35 применялись немцами против партизан в Югославии.

Помимо французской армии R-35 состояли на вооружении армий Польши (53), Югославии (50), Румынии (41) и Турции (100). После капитуляции Франции трофейными танками продолжали торговать немецкие власти: 109 машин досталось Италии, 40 — Болгарии. Интересно, что и после войны R-35 оставались на вооружении ряда стран, в том числе Сирии. Из оставшейся от французских колониальных сил техники сирийцам удалось сформировать один батальон из приблизительно 45 танков. Сразу же после начала в мае 1948 года первой арабо-израильской войны сирийская пехота при поддержке группы танков R-35 и R-39 двинулась на юг по Голанским высотам. Наступление провалилось, и израильтяне сумели захватить один R-35 и один R-39, которые стали первыми танками израильской армии.

Технические данные R-35

Боевая масса 10 т
Экипаж 2 человека

Габаритные размеры

длина 4200 мм (без «хвоста»)
длина 5000 мм (с «хвостом»)
ширина 1850 мм
высота 2376 мм

Броня

лоб корпуса 32 мм
борт 40 мм
башня 40-45 мм
крыша 15 мм
Вооружение 37-мм пушка «Пюто» SA 18 1721, 7,5-мм пулемет «Шательро» образца 1931 года
Боекомплект 100 выстрелов, 

2400 патронов

Двигатель «Рено», карбюраторный, мощность 82 л. с.
Скорость по шоссе 20 км/ч
Запас хода по шоссе 140 км
Удельное давление на грунт 0,67 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

высота стенки 0,5 м
ширина рва 1,6 м (2,0 с «хвостом»)
глубина брода 0,6 м
угол подьема 20°

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше