Легкий танк LT-38

ЧЕХОСЛОВАКИЯ • 1938

Промышленность Чехословацкой республики в период между двумя мировыми войнами достигла очень высокого уровня развития, позволившего стране войти в немногочисленную когорту производителей бронетанковой техники.

Первым широко известным ее образцом стал легкий танк LT vz. 35 (LT-35) фирмы «Шкода», поступавший не только на вооружение чехословацкой армии, но и экспортировавшийся в Австрию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Литву, Швецию, Швейцарию, Турцию и Перу. Лучшим же чехословацким легким танком стал танк TNHP (известный также под обозначением LT vz. 38, или LT-38) производства фирмы ЧКД, предназначавшийся для замены LT-35. Это была последняя модель танка, полностью разработанная и прошедшая испытания до оккупации страны фашистской Германией. В 1938 году 150 единиц заказало командование чешской армии. Однако по условиям Мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружений, поэтому подготовка к серийному выпуску танков LT-38 была приостановлена. Ко времени оккупации Чехии и Моравии Германией 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего три предсерийных образца.

После оккупации производство легкого танка LT-38 было возобновлено уже для нужд немецкой армии, в которой он получил обозначение PzKpfw 38(t). И это неудивительно, ведь по основным характеристикам чешские танки, не только LT-38, но и LT-35, превосходили технику, составлявшую основу бронетанковых войск вермахта в 1938-1939 годах (то есть PzKpfw I и PzKpfw II). Использование мощностей чехословацкой промышленности и материальной части чехословацких танковых войск способствовало значительному усилению немецкой армии. Всего в период с 1939 по 1942 год было выпущено примерно 1400 танков PzKpfw 38(t) 8 модификаций, отличавшихся в основном степенью бронезащиты (так, толщина лобовой брони корпуса и башни выросла с 25 до 50 мм). Если бронелисты корпуса ранних версий PzKpfw 38(t) соединялись заклепками (прямое попадание снаряда часто срывало головки заклепок, которые наносили серьезные ранения экипажу), то поздние варианты выполнялись, в основном, сварными. Все они были вооружены неплохими чешскими 37-мм пушками •Шкода» А7 и являлись надежными, легко управляемыми, простыми в производстве и эксплуатации машинами. После того как танк PzKpfw 38(t) утратил свою боевую ценность, а такая участь постигла практически все легкие танки, улучшенные версии шасси последних модификаций использовались в качестве базы для ;задания различных самоходных артиллерийских установок («Мардер» III, «Бизон Трилле», «Хетцер»), зенитной САУ •Флакпанцер» 38(f), огнеметного танка •Флампанцер» 38(f) и ряда других машин специального назначения. Боевое крещение танки PzKpfw 38(f) получили во время польской кампании, в которой участвовали 59 машин. К началу наступления на Францию в строю находилось уже около 230 танков этого типа, а по состоянию на 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 632 PzKpfw 38(t). Столкнувшись с серьезным противником, к концу года почти все они были потеряны. В начале 1942 года большая часть уцелевших танков этого типа была сведена во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию, которая воевала сначала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в боях в районе города Калач-на-Дону дивизия была разгромлена, и впоследствии немногие оставшиеся в строю танки PzKpfw 38(t) применялись главным образом в полицейских и учебных целях 351 башня с PzKpfw 38(f) была использована при сооружении укреплений в самых различных уголках Европы.

Помимо Германии эти танки состояли на вооружении армий Румынии, Словакии, Болгарии и Венгрии. В румынской армии они прослужили до конца войны.

Технические данные танка PzKpfw 38(t) Ausf. G

Боевая масса 9,85 т
Экипаж 4 человека

Габаритные размеры

длина 4610 мм
ширина 2140 мм
высота 2400 мм
клиренс 400 мм

Броня

лоб корпуса 50 мм
борт 30 мм
корма 10-15 мм
башня 30-50 мм
крыша 10 мм
днише 8 мм
Вооружение 37-мм пушка «Шкода» А7 (Kwk 38(t) L747), 2х7,92-мм пулемета МС 37(t)
Боекомплект 72 выстрела, 2700 патронов
Двигатель «Прага» ЕРА, 

карбюраторный, мощность 125 л. с

Скорость по шоссе 42 км/ч
Запас хода по шоссе 250 км
Удельное давление на грунт 0,55 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 28,7°
ширина рва 2,1 м
глубина брода 0,8 м
высота стенки 0,8 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше