Легкий танк «2595» («Ха-Го»)

ЯПОНИЯ • 1935

В 1933 году после проведения в Маньчжурии специальных учений опытной смешанной механизированной бригады командованием японской армии были сформулированы требования к легким танкам, способным вести современный маневренный бой в тесном взаимодействии с пехотой, кавалерией, средними танками и обладающим высокой скоростью движения. Не прошло и года, как фирма «Мицубиси» представила на испытания два первых прототипа легкого танка, отвечающего новым требованиям армии. Новая машина получила обозначение «95» («2595»), но более широкую известность обрела под названием «Ха-Го» (дословно — «третья модель»), данным танку производителем, и армейским обозначением «Ке-Го» («легкая модель»). Хотя танк и был принят на вооружение, а на заводе фирмы «Мицубиси» в 1936 году было освоено его производство, в течение нескольких лет он выпускался лишь небольшими сериями, в первую очередь потому, что боевые действия в Китае из-за слабости противника широкого применения боевой техники просто не требовали. Массовый выпуск начался только в 1938 году,

после того как правительство Японии окончательно взяло курс на широкомасштабную экспансию и стало готовиться к схватке с гораздо более сильными противниками. Кроме «Мицубиси», к производству танков «95» приступили еще четыре компании.

Танк был прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, чем и заслужил любовь японских танкистов. Но порой простота конструкции доходила до примитивности. Так, башня «Ха-Го» вращалась вручную с помощью плечевого упора. Открытые смотровые щели не только усложняли работу танкистов, но и были причиной частых ранений экипажа пулями и свинцовыми брызгами. Радиосвязь отсутствовала, а внутренним переговорным устройством служила проведенная от водителя к командиру труба. Командир танка, к тому же, помимо своих прямых обязанностей, вынужден был выполнять функции наводчика и заряжающего, что, конечно же, не могло не отразиться на эффективности его работы. К этим очевидным изначально недостаткам после появления первого опыта использования танков «Ха-Го» добавились новые. В попытке их устранить после учений отряда смешанной механизированной бригады на территории оккупированной Маньчжурии была создана так называемая «маньчжурская» модификация танка с усиленной ходовой частью. А в 1938 году «Ха-Го» был перевооружен 37-мм пушкой, тип «97», с большей длиной ствола и в связи с общим изменением ружейно-пулеметного калибра в японской армии новыми 7,7-мм пулеметами.

В боях против китайской армии, особенно до появления у противника американских танков МЗ «Стюарт», «Ха-Го» зарекомендовал себя весьма неплохо. Но вот столкновение на Халхин-Голе с советскими войсками летом 1939 года сразу же и со всей остротой, помимо вышеназванных, выявило еще такие существенные недостатки японского танка, как слабая бронезащита, большое «мертвое пространство» при стрельбе, неудовлетворительный обзор. Этими слабостями сполна воспользовались американцы, встретившиеся с «Ха-Го» во время боев на Гуаме, Окинаве, Филиппинах, в Малайзии и других уголках тихоокеанского театра военных действий. Шансов уцелеть при встрече с советскими Т-34 и ИС-2 у танков «Ха-Го» из состава Квантунской армии вообще не было.

Не помогли и все попытки повысить характеристики машин. Вот некоторые из них. В 1943 году на небольшом количестве легких «Ха-Го» была установлена 57-мм пушка, такая же как на средних танках «Чи-Ха», но этот вариант, получивший название «Ке-Ри», оказался неудачным, поскольку в башне стало практически невозможно работать из-за тесноты. Вариант «Ке-Ну», появившийся в 1944 году, представлял собой «Ха-Го» со стандартной башней от все того же «Чи-Ха». Такое половинчатое решение тоже, естественно, не могло существенно поправить ситуацию.

Ряд конструктивных особенностей и элементов танка «Ха-Го» был использован при разработке легкого танка «Ке-Ни», среднего «Чи-Ха» и плавающего «Ка-Ми». Кроме того, с применением шасси «Ха-Го» было построено несколько опытных машин. Сам же «Ха-Го» стал самым массовым японским танком — до 1943 года было выпущено около 1160 машин.

Технические данные танка «Ха-Го»

Боевая масса

7,4 т

Экипаж 3 человека

Габаритные размеры

длина 4830 мм,
ширина 2070 мм
высота 2280 мм
клиренс 400 мм

Броня

корпуса 6-12 мм
башня 12 мм
Вооружение 37-мм пушка «94», 2х6,5-мм пулемета «91»
Двигатель «Мицубиси»,

А6120 VD, дизельный, мощность 120 л. с.

Скорость

по шоссе

45 км/ч

Запас хода по шоссе 210 км
Удельное давление на грунт 0,61 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 30°
ширина рва 2,0 м
глубина брода 1,0 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше