Тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» Ausf. HI (E)

ГЕРМАНИЯ • 1942

Командование вооруженных сил Германии еще в 1937 году выступило с требованием приступить к разработке нового танка, гораздо более мощного, чем строившиеся тогда серийно PzKpfw III и IV. Формально считавшийся тяжелым (из-за 75-мм орудия) PzKpfw IV сравнивать с такими монстрами, как Т-35 или KB, было просто смешно. После начала боевых действий необходимость в создании действительно тяжелой, хорошо вооруженной и сильнобронированной боевой машины, предназначенной для прорыва укрепленных позиций противника, стала еще более очевидной. Но с разработкой новой машины не торопились, хотя уже в 194Р году стало ясно, что орудия PzKpfw III и PzKpfw ГУ не в состоянии справиться с толстой броней некоторых типов французских и английских танков Положение еще более усугубилось через год, когда вермахту пришлось столкнуться с советскими Т-34 и КВ. Тянуть далее было невозможно, и за дело наконец-то взялись всерьез: был объявлен конкурс на тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой, специально созданной на базе прекрасно себя зарекомендовавшего в борьбе с танками противника зенитного орудия, и защищенный бронёй, способной выдержать попадание снаряда любого из танковых и противотанковых орудий того периода.

В апреле 1942 года свои машины заказчику представили две фирмы — «Порше» и «Хеншель». На обоих прототипах была установлена одна и та же башня производства концерна «Крупп». Образец знаменитого конструктора Фердинанда Порше с электромеханической трансмиссией из-за излишней революционности примененных решений оказался чрезмерно сложным и, как следст-вие, недостаточно надежным и потому был отклонен. Уже готовые 90 шасси были позднее использованы для постройки самоходных артиллерийских установок Элефант». Прототип Эрвина Адерса, главного конструктора фирмы «Хеншель» и постоянного соперника Порше, больше соответствовал классическим канонам танкостроения, был надежнее, проще в производстве и эксплуатации и поэтому, даже несмотря на особую благосклонность фюрера к конкуренту, одержал верх. Новая машина получила обозначение PzKpfw VI (Sd.Kfz.181)

«Тигр» Ausf. HI (после принятия на вооружение в 1944 году танка «Тигр» II название изменили на «Тигр» Ausf. E, или «Тигр» I), и в августе 1942 года на заводах фирмы «Хеншель» началось ее серийное производство.

Первые серийные танки практически не отличались от прототипа, незначительно изменилась только башня, на которой появилась командирская башенка нового типа со стойкой для установки зенитного пулемета калибра 7,92 мм. Изготавливаемый из катаных листов броневой стали беспрецедентной толщины корпус танка имел простую угловатую форму (опыт своих советских коллег немецкие танкостроители проигнорировали). Интересной особенностью «Тигра» стала ходовая часть с установкой опорных катков в шахматном порядке. Такая конструкция плюс применение торсионной подвески обеспечили высокую плавность хода машины и относительно комфортные условия для экипажа. Но вместе с достоинствами у новой подвески выявился и недостаток — при эксплуатации танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набивались грязь и снег, которые, замерзая за ночь, к утру буквально обездвиживали машину. Еще одной особенностью «Тигра» стало использование на нем двух типов гусениц: транспортировочных с траками шириной 520 мм и боевых — с траками шириной 725 мм. На это конструкторам пришлось пойти не от хорошей жизни — просто массивная машина по ширине не вписывалась в габариты стандартного вагона. Поэтому перед погрузкой с танка приходилось снимать один ряд опорных катков и обувать его в другие, более узкие гусеницы. После выгрузки нужно было проделать обратную процедуру.

Сильной стороной «Тигра» была очень совершенная для своего времени трансмиссия с сервоприводом, которая делала тяжелый танк поворотливой и легко управляемой машиной, не требовавшей от водителя приложения заметных физических усилий. Простота управления при необходимости позволяла легко заменить водителя любым другим членом экипажа. В целом в машине все было продумано для обеспечения эффективной слаженной работы экипажа, что вместе с превосходными средствами наблюдения и связи, мощной бронезащитой и великолепной пушкой делало «Тигр» до 1944 года самым мощным танком мира. Но полностью лишенных изъянов танков, впрочем как и любых других образцов сложной техники, не бывает. Недостатками «Тигра» стали неудовлетворительные маневренность и проходимость, а также недостаточная надежность ряда узлов и агрегатов. И то и другое стало следствием перетяже-ленности танка и явилось платой за исключительно высокую степень защищенности.

До августа 1944 года было выпущено 1356 танков PzKpfw VI «Тигр» — самых, пожалуй, грозных и знаменитых немецких танков, обязанных известностью не массовости или каким-то другим обстоятельствам, а, в первую очередь, своим выдающимся боевым качествам.

Тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр»Ausf. HI (E). Боевое применение

Хотя официально выпускалось только два варианта танка PzKpfw VI «Тигр» — Ausf. F, предназначенный для эксплуатации в Северной Африке и оснащенный тропической системой фильтрации, и Ausf. E (HI), в ходе серийного производства в конструкцию машины постоянно вносились изменения, призванные не столько улучшить и без того высокие боевые качества, сколько повысить надежность. К числу наиболее существенных изменений следует отнести замену устанавливавшегося изначально двигателя «Майбах» HL 210 мощностью 600 л. с. (выпущено 250 танков) на 700-сильный «Майбах» HL 230, установку начиная с середины 1943 года на танк новой командирской башенки, разработанной специально для «Тигра» II, и оснащение последних 800 машин (выпуск — с начала 1944 года) опорными катками со стальными ободами, такими же, какие устанавливались на «Тигр» II. Кроме того, первые 495 «Тигров» оснащались шноркелем, который позволял танку передвигаться под водой на глубине до 5 м в течение двух с половиной часов. Позже, из-за практической ненужности достаточно сложной системы подводного хождения, серийные танки оснащались только простейшими приспособлениями для преодоления бродов глубиной до 1,3 м.

В 1943 году 84 танка были переоборудованы в командирские машины. Их боекомплект уменьшился до 66 выстрелов, спаренный пулемет отсутствовал, а сэкономленное место использовалось для размещения дополнительного радиооборудования.

Командование германских вооруженных сил возлагало на «Тигры» очень большие надежды. Об этом говорит уже использования мощных машин специально для них была создана новая такти­ческая единица — тяжелый танковый батальон, который мог действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта.

Желание как можно скорее проверить новые, еще, по сути, «сырые» танки в деле привело к тому, что боевое крещение «Тигров» закончилось полным конфузом. Рассказ о нем очень поучителен и служит ярким примером, как не нужно испытывать новую технику. Первые четыре «Тигра» из состава 502-го тяжелого танкового батальона ранним утром 23 августа 1942 года были погружены на железнодорожные платформы и отправлены на фронт. 29 августа эшелон выгрузился на станции Мга, недалеко от Ленинграда, в районе, по характеру местности очень плохо подходящем для использования танков вообще, а тяжелых — в особенности. Уже в ходе движения по проселочным дорогам с вязким грунтом на исходные позиции начались поломки. Из-за перегрузки у двух танков вышли из строя коробки передач, а у третьего перегрелся и загорелся двигатель. Лишь к 15 сентября «Тигры» бьли вновь приведены в боевую готовность. На следующий день они пошли в атаку. Двигаясь друг за другом по проложенной на болотистой местности узкой дороге, «Тигры» попали под фланговый огонь советской противотанковой артиллерии. Один танк был подбит, а три других остановились, очевидно, из-за поломок. Эти машины немцам удалось эвакуировать, но четвертая осталась на нейтральной полосе, где и простояла почти месяц. Затем ее взорвали. Так неудачно прошел боевой дебют самого мощного на тот момент танка мира. В январе 1943 года 502-й батальон принял участие в тяжелых боях по отражению наступления Красной Армии, предпринятому с целью прорыва блокады Ленинграда. К концу месяца пять из семи имевшихся «Тигров» бьли потеряны, причем три из них подорвали экипажи. Одна машина, относительно легко поврежденная и по какой-то причине не подорванная экипажем, была захвачена нашими войсками. Впоследствии она была изучена и испытана советскими специалистами на полигоне в Кубинке, а летом 1943 года демонстрировалась на выставке трофейной техники в парке имени Горького в Москве.

Не намного лучше проявили себя «Тигры» — мощные, но малоподвижные машины — и на следующий год в наступлении на Курской дуге. Зато в обороне, особенно действуя из засад, «Тигр» мог сполна проявить свои выдающиеся способности. Его 88-мм пушка не имела себе равных, а лобовую броню на реальных дистанциях боя не мог пробить ни один снаряд ни одной танковой пушки противника. Эти качества «Тигра» вынудили разработать особую тактику борьбы с ним. В большинстве случаев победа над «Тигром» одерживалась лишь при численном преимуществе. И советские танкисты, и танкисты союзников стремились как можно быстрее сблизиться с «Тигром», чтобы хоть как-то уравнять шансы. По признанию англичан, при столкновении с «Тигром» шанс на успех имели только пять действовавших согласованно «Шер-манов», причем лишь один из них мог рассчитывать уцелеть. Немцы же, наоборот, старались вести огневой бой на больших дистанциях, в полной мере используя достоинства своего вооружения и превосходных средств наблюдения. На малых дистанциях боя «Тигр» терял свои основные преимущества. Активно маневрировать он не мог, здесь в полной мере сказывался основной его недостаток — слишком большой вес.

Несмотря на это, по совокупности основных параметров «Тигр» можно считать лучшим тяжелым танком второй мировой войны. Конкуренцию ему мог составить только ИС-2, не уступавший «Тигру» практически ни в чем, но появившийся на поле боя почти на два года позже.

Поэтому нисколько неудивительно, что боевая биография «Тифа» богата выдающимися достижениями. Так, в 1944 году во Франции один танк этого типа остановил продвижение целой дивизии союзников и уничтожил из засады 25 танков, прежде чем был обнаружен и выведен из строя. 7 июля 1943 года, действуя в южном секторе Курской дуги, «Тигр» обер-шарфюрера СС Франца Штаудеггера из состава 1-й танковой дивизии СС «Лейб-лтандарт Адольф Гитлер» столкнулся с

группой советских танков, состоявшей примерно из 50 Т-34. Штаудеггер полностью израсходовал свой боезапас, уничтожив 22 советские машины. Остальные отступили. За это достижение немецкий ас был награжден Рыцарским Крестом. 8 августа 1944 года «Тигр» под командованием унтершарфюрера СС Вилли Фейя из 102-го тяжелого танкового батальона вступил в бой с колонной английских танков. Англичане потеряли 14 или 15 машин, а Фей вечером того же дня уничтожил еще один английский танк, использовав при этом последние два снаряда. В ходе боев в Нормандии 102-й тяжелый танковый батальон потерял все свои «Тигры», но прежде за полтора месяца боевых действий танкистами батальона было уничтожено 227 танков союзников. Возможно, взятые из немецких источников цифры несколько и завышены, но даже с учетом этого достижения экипажей «Тигров», а их перечень можно было бы продолжать еще долго, не могут не впечатлять. Отметим также, что именно на «Тиграх» воевали самые результативные немецкие танкисты-асы — гауптштурмфюрер СС Михаэль Виттман и лейтенант Отто Кариус.

МИХАЭЛЬ ВИТТМАН

Михаэль Виттман — самый результативный и знаменитый танкист второй мировой войны — родился 22 апреля 1914 года в городке Фогенталь в Верхнем Пфальце. 30 октября 1934 года он был призван на двухлетнюю срочную службу в германскую армию. Через полгода после демобилизации в звании унтер-офицера будущий танковый ас добровольцем вступил в ряды войск СС и был зачислен в состав элитного «Лейбштандарта СС Адольф Гитлер». В сентябре 1939 года унтершарфюрер СС Михаэль Витгман принял участие в польской кампании в качестве командира бронемашины разведроты.

В феврале 1940 года Виттман был переведен во вновь сформированную батарею штурмовых орудий, в составе которой в конце года на Балканах и началась карьера Виттмана-танкиста. Во время боев в Греции он уже командовал взводом StuG III.

11 июня 1941 года Виттман вместе со свой дивизией был направлен на Восток, где он сумел хорошо проявить себя и уже 12 июля 1941 года был награжден Железным Крестом II степени. 8 сентября Виттман получил Железный Крест I степени, а вскоре — за уничтожение шести советских танков в одном бою — был представлен к званию обершарфюрера СС. Со своим подразделением Виттман воевал в СССР до июня 1942 года, когда был зачислен на офицерские курсы.

В конце января 1943 года после переподготовки личного состава танковая гренадерская дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» была вновь отправлена на Восточный фронт. 5 июля на Курской дуге началась боевая карьера Виттмана на «Тигре», и уже в первый же день сражения его танк уничтожил два противотанковых орудия и 13 танков T-34. 7 и 8 июля Виттман уничтожил еще пять танков и две САУ. Всего за время боев под Курском «Тигр» Виттмана уничтожил 30 советских танков и 28 орудий. В августе 1943 года дивизия была переброшена в Италию для перевооружения и пополнения, но в октябре, после начала советского наступления, она снова оказалась на Восточном фронте под Киевом. Лицевой счет Виттмана рос быстрыми темпами, и 13 января 1944 года ас был награжден Рыцарским Крестом. К этому моменту на его счету уже числилось 88 уничтоженных танков и САУ противника. Через 3 дня свой Рыцарский Крест получил и наводчик Виттмана — ротенфюрер СС Бальтазар Волль. 20 января 1944 года Виттмана представили к званию оберштурмфюрера, а 2 февраля он получил из рук фюрера Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту.

К апрелю, когда дивизия была передислоцирована в Бельгию, где Виттман получил под свое командование роту, его лицевой счет вырос до 117 танков. После высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года дивизия была переброшена в район боев.

Свой, без сомнения, самый известный бой Виттман провел на улицах городка Виллер-Бокаж против прославившихся в Северной Африке танкистов 7-й английской танковой дивизии. Всего в одном бою с танками Виттмана англичане потеряли 20 танков и 28 других единиц бронетехники. 25 июня 1944 года Виттман лично от Гитлера получил Мечи к Рыцарскому Кресту и стал самым заслуженным немецким танкистом второй мировой войны. Тогда же он стал гауптштурмфюрером СС. От предложенной должности инструктора в учебной дивизии Виттман отказался и вернулся на фронт.

Погиб танкист-ас 8 августа 1944 года близ Фалеза в бою с «Шерманами» 4-й канадской танковой дивизии. Подбив три «Шермана», «Тигр» Виттмана получил пять попаданий с близкой дистанции. Три снаряда пробили броню, весь экипаж погиб.

Учитывая танки, подбитые в последнем бою, лицевой счет Виттмана достиг 138 танков и 132 орудий. Кому-то эти цифры могут показаться фантастическими и явно завышенными. Можно ли им верить? Пожалуй, можно. Ведь не вызывает же сомнений тот факт, что самый результативный советский танкист — старший лейтенант Д. Ф. Лавриненко — по официальным данным всего лишь за первые четыре месяца войны на своем Т-34 подбил 52 немецких танка. Если бы не гибель в декабре 1941 года, он, несомненно, мог бы составить серьезную конкуренцию немецкому танковому асу.

Технические данные танка PzKpfw VI «Тигр» Ausf. H1 (Е)

Боевая масса 57 т
Экипаж 5 человек

Габаритные размеры

длина корпуса 8453 мм
ширина 3700 мм
высота 2934 мм
клиренс 430 мм

Броня

лоб 100 мм
Борт корма 82 мм
Крыша днище 25 мм
башня 80-100 мм
крыша башни 25 мм
Вооружение 88-мм пушка KwK 36 L/56, 2х7,92-мм пулемета MG 34
Боекомплект 92 выстрела, 4800 патронов
Двигатель «Майбах»

HL 230P45, мощность 700 л. с

Скорость по шоссе 38 км/ч
По рокаде 20 км/ч
Запас хода по шоссе 140 км
По рокаде 100 км
Удельное давление на грунт 1,04 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 35°
ширина рва 2,3 м
высота стенки 0,8 м
глубина брода 1,2 м

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше