Бронетехника

Завершены госиспытания противотанкового ракетного комплекса «Штурм-СМ»

 

Пресс-релиз. Завершены госиспытания противотанкового ракетного комплекса <<Штурм-СМ>>

Пресс-релиз. Завершены госиспытания противотанкового ракетного комплекса <<Штурм-СМ>>

НПК «Конструкторское бюро машиностроения» завершила государственные испытания модернизированного самоходного противотанкового ракетного комплекса 9К132 «Штурм-СМ». Комплекс обеспечивает всесуточное применение, а также использование новой ракеты с двумя системами управления на новых видах носителей – воздушного и морского базирования.

Модернизированный самоходный противотанковый ракетный комплекс 9К132 «Штурм-СМ» разработки ОАО «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» успешно прошел государственные испытания.

«Модернизация комплекса проводилась для того, чтобы обеспечить эффективное всесуточное боевое применение, — заявил начальник конструкторского отделения НПК «КБМ» Георгий Васильев. – В этом его основное отличие от предыдущей модификации ПТРК «Штурм-С». Для обнаружения цели в любое время суток, «Штурм-СМ» оснастили обзорно-прицельной системой с телевизионным и тепловизионным каналами. Кроме того, было необходимо сделать возможным применение боевых средств комплекса на носителях воздушного, наземного и морского базирования. Для этого высокоэффективную многоцелевую управляемую ракету «Атака» оснастили вторым каналом управления — лазерно-лучевым».

«Штурм-СМ» предназначен для поражения современной бронированной техники, малоразмерных целей и фортификационных сооружений, живой силы в укрытиях, а также малоскоростных низколетящих воздушных целей на расстоянии до 6000 метров.

Конструкторское бюро машиностроения создано в 1942 году для разработки миномётного вооружения. С 1956 года перешло на выпуск ракетных комплексов. За 70-летний период сдано на вооружение более 40 различных образцов вооружения, в том числе ПТРК «Малютка», «Штурм-С» и «Штурм-В», ПЗРК «Стрела-2» и «Игла», ТРК «Точка», «Точка-У», ОТРК «Ока». НПК «КБМ» — головная организация холдинга, в состав которого входят ЦНИИАГ, КЭМЗ, СКБ «Турбина, Серпуховский завод «Металлист», САЗ, ВМЗ, ВНИИ «Сигнал», Завод им. В. А. Дегтярёва. НПК «КБМ» является головным разработчиком переносных зенитных («Игла-С»), противотанковых («Хризантема-С»), оперативно-тактических ракетных комплексов («Искандер-М»), комплексов активной защиты («Арена»), комплексов средств защиты, учебных средств, средств технического обслуживания. Входит в состав «Ростехнологий». Генеральный директор и генеральный конструктор – Валерий Михайлович Кашин.

В комплексе «Штурм-С» применяется многоцелевая управляемая ракета 9М114 (см. описание ПТУР 9М114) . Она выполнена по аэродинамической схеме «утка». В хвостовом отсеке располагаются основные элементы радиокомандной системы управления. На заднем торце маршевой ступени размещались источник инфракрасного излучения, фиксируемого наземной или вертолетной аппаратурой полуавтоматического управления, а также радиоантенна. В транспортном положении хвостовой отсек охватывается четырьмя консолями крыльев. Дугообразные крылья — прямоугольные в плане, при виде спереди изогнутые по дуге навстречу друг другу, раскрываются пружинным механизмом. Плоскость аэродинамических рулей сдвинута на 45° по отношению к плоскостям крепления крыльев и под 90° — к плоскости расположения осей сопл. Для уменьшения массы и габаритов ракеты органы управления выполнены по одноканальной схеме. В ракете применен твердотопливный двухрежимный маршевый двигатель, обеспечивающий высокую скорость полета (до 530 м/с). Управляющие команды от бортовой системы управления передавались в передние отсеки по кабелям, проложенным в трубе, проходящей по продольной оси ракеты внутри камеры сгорания маршевого двигателя. Бронепробиваемость ракеты составляет до 650 мм.

Краткое описание «Штурм-С»

В кормовой части трубы транспортно-пускового контейнера размещался стартовый ускоритель — разгонный двигатель, отделяемый от ракеты по завершении его работы. Ракета 9М114 поставлялась с завода-изготовителя и эксплуатировалась в войсках в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). Конструкция ТПК обеспечивает придание ракете вращения вокруг продольной оси в процессе старта. ТПК обеспечивает 10 летний гарантийный срок хранения ракеты. Поставка ракет осуществлялась в технологической таре — укупорке размером 1,93 x 0,33 x 0,73 м. В процессе серийного производства ракеты семейства 9М114 неоднократно модернизировалась в направление повышения боевой эффективности, дальности пуска, повышения помехозащищенности и т.д.

"Штурм-С"

"Штурм-С"

«Штурм-С» может также комплектоваться управляемой ракетой 9М114Ф с фугасной боевой частью. Это дает возможность уничтожать живую силу противника и разрушать долговременные огневые точки и другие инженерные сооружения, в том числе в горной местности. В связи с появлением танков с динамической защитой в настоящее время конструкторами создана конкурентоспособная на мировом рынке новая ракета с тандемной боевой частью 9М114М. Модернизированная ракета обладает увеличенной дальностью полета и способна гарантированно поражать танки за динамической защитой.

 

Система наведения ракет — полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения. Измерение координат ракеты относительно линии визирования цели производится пеленгатором аппаратуры наведения. Пеленгаторы для приема сигнала инфракрасного излучателя ПТУР встроены в прицельные устройства вертолетной или наземной аппаратуры наведения. Высокая помехоустойчивость комплекса «Штурм» обеспечивается узкой диаграммой направленности радиоантенн и относительной кратковременностью цикла излучения радиоаппаратуры, а также коммутацией пяти литерных частот и двух дистанционно управляемых кодов сигналов управления. Также обеспечивается возможность одновременного применения оружия группой ПТРК в ограниченном пространстве. Для исключения захвата пеленгатором аппаратуры полуавтоматического наведения «чужой» ракеты сигнал инфракрасного излучателя ПТУР формируется в соответствии с частотой и кодом СВЧ-импульсов команд радиоуправления, поступающими на борт ракеты.

 

При разработке наземного варианта комплекса встретились свои сложности. В частности, наведению на цель препятствовала пыль, поднимавшаяся за летящей ракетой. При полете 9М114 вблизи поверхности земли помимо подсоса пыли струей двигателя сказывалось и воздействие ударной волны на грунт. При пусках с вертолетов эта проблема не возникала — наводимая по методу совмещения («трех точек») ракета постепенно снижалась, но в основном летела на достаточно больших высотах. По результатам исследований специалистов ЦАГИ пылевой след мог образовываться при полете ПТУР на высоте менее 6 м. Чтобы уменьшить влияние подсоса, тягу двигателя уменьшили до уровня, необходимого на маршевом участке. Разгон ракеты происходил на участке работы стартового двигателя — отделяемого ускорителя, работавшего в основном внутри транспортно-пускового контейнера. Скорость выхода ракеты из ТПК — 55 м/с. Кроме того, в наземной системе управления ракеты был введен специальный режим «Пыль» (см.схему). При реализации этого режима ракета на большей части траектории летит на высоте более 6 метров и только на удалении 500 — 700м от цели выходит на линию визирования. Это дает возможность оператору независимо от погодных условий и работы двигателей ракеты всегда видеть поражаемый объект. При максимальной дальности стрельбы точность системы управления ПТУР, самоходного ПТРК «Штурм-С», не превышает 0,6 угловой минуты. Это позволяет обстреливать любые малоразмерные бронированные цели, низколетящие вертолеты, в том числе в режиме зависания и подлета. Максимальная высота поражения воздушных целей (пуск на уровне моря) составляет 3000 метров.

Боевая машина (БМ) 9П149 ПТРК «Штурм-С» выполнена на базе многоцелевого плавающего легкого бронированного транспортера-тягача МТ-ЛБ. Его высокая тяговооруженность, наличие гусеничного движителя, низкое удельное давление на грунт позволяют эффективно использовать комплекс в различных природно-климатических условиях, в том числе пустыни, горной местности и бездорожья. Компоновка пусковой установки (см. схему) и другой аппаратуры дает возможность экипажу боевой машины вести стрельбу с открыто расположенной позиции, инженерно-оборудованного укрытия, а так же с водной поверхности при движении МТ-ЛБ вплавь (со скоростью до 5км/час). Низкий силуэт тягача (высота по крыше не превышает 1,8 м) и низко расположенный центр тяжести позволяют использовать его на крутых склонах. По сухому задернённому грунту машина преодолевает подъём крутизной до 35° , креном до 25° , ров шириной 2,5м, вертикальную стенку высотой 0,8м.

 

БМ 9П149 оснащена системой защиты экипажа от поражающих факторов ОМП. В ее состав входят фильтровентилляционная установка, прибор химической и радиационной разведки, а так же устройства герметизации корпуса. Кроме того, противотанковый комплекс «Штурм — С» имеет средства связи с дальностью до 40км и приборы ночного видения.

 

Пусковая установка (ПУ) ПТРК «Штурм-С» — автоматически перезаряжаемая, наводимая в двух плоскостях. Отказ от пусковых устройств с несколькими направляющими определялся возможностью обеспечить быстрое перезаряжание относительно легкой установки с малыми моментами инерции, осуществляемое за время, меньшее продолжительности полета ракеты к цели, находящейся, как правило, на большой дальности. Для комплекса «Штурм-С» удалось обеспечить боевую скорострельность 3 — 4 выстрела в минуту. В походном положении пусковая установка убирается внутрь корпуса, где размещен механизм боеукладки (специальный вращающийся барабан и редуктор). На ложементах барабана установлены двенадцать пусковых контейнеров с ракетами. При стрельбе ПУ захватывает контейнер и автоматически переводится в боевое положение. Время с момента нажатия на боевую кнопку до выхода ракеты с транспортно-пускового контейнера составляет одну секунду. После выстрела использованный контейнер отбрасывается в сторону, а новый ТПК автоматически захватывается из боеукладки и выводится на линию стрельбы.

"Штурм-С"

"Штурм-С"

Оптическое прицельное устройство с встроенным каналом слежения за инфракрасным излучателем ракеты размещается на крыше машины по левому борту. Задача оператора комплекса «Штурм-С», заключается в в наложении прицельной марки на цель и ее удержания на ней, до контакта ракеты с целью. Обеспечивается обстрел целей, движущихся с фланговой скоростью до 60км/час при фронтальной скорости до 80км/час.

 

Высокие боевые возможности «Штурм-С» могут быть реализованы при надежной работе всех ее систем и слаженных действиях экипажа боевой машины. Для технического обслуживания комплекса и проведения регламентных проверок в его составе имеются контрольно-проверочные машины. Для обучения боевых расчетов и постоянного поддержания их высокого уровня созданы специальные учебно-тренировочные тренажеры и учебные макеты ракет. С их помощью быстро и эффективно без расхода моторесурсов и боеприпасов можно подготовить личный состав в условиях учебного класса.

Источники информации: НПК «КБМ»

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные

Выше