Рожденный ползать летать не будет, или легенда о летающем танке

КТ с танком Т-60. Фото с сайта armor.kiev.uaДля многих словосочетание «летающий танк» кажется смешным, неуклюжим, нереальным, из разряда сказки. Но это очень далеко от истины на самом деле. Летающий танк действительно существовал. Мало того, разработан он был нашими соотечественниками еще за времен Второй мировой войны. Система, обеспечивающая полет танка «Т-60» называлась «КТ», что сегодня толкуется двумя способами: либо «крылья танка», либо «крылатый танк», что, в принципе, одно и то же. Толкование названия зависит от того, что именно называть «КТ». Если называть этой аббревиатурой сам танк в целом, то можно употребить сочетание «крылатый танк». Но большинство специалистов склонно к тому, что «КТ» — это непосредственно система, которая обеспечивала летучесть танка, то есть «крылья танка». Но это уже не столь важно. Важным для нас является то, что такой танк действительно существовал, правда, в серийное производство запущен так и не был.

Проект, по которому конструировался летающий танк, создал советский конструктор Олег Константинович Антонов. Эта мысль у него родилась после проектировки грузовых планеров по требованию Наркомата авиационной промышленности в 1941 году. Планеры были в первую очередь предназначены для транспортировки десанта, что требовало как можно большей грузоподъемности аппарата. Разработав проект, Антонов подметил, что вес, который в состоянии поднять планер немного превосходит вес легкого танка «Т-60». Так и родилась идея создания крылатого танка. Смысл такого новшества был прост и понятен. Естественно, произвести взлет самостоятельно танк был не в состоянии. Его транспортировал самолет, от которого машина отделялась за 20-25 километров от цели и самостоятельно бесшумно добиралась до места назначения. Это давало возможность внезапного нападения, что было довольно важно во времена Второй мировой. Из-за незначительной скорости передвижения сухопутных танков, их успевали засечь радарами и подготовиться к обороне. Летающий танк засечь было куда сложнее. Поэтому проект имел очень серьезное практическое применение.
Теперь немного о самой конструкции «КТ». Тип крыльев танка-самолета имел бипланную систему, что позволило уменьшить размеры последних. После посадки танка крылья сбрасывались, поэтому их простота также была важна. Функцию гондолы исполнял сам танк. Машина была рассчитана на вес танка и еще максимум двух человек — пилота и стрелка, чего, впрочем, было вполне достаточно. Сухопутное управление летающего танка ничем не отличалось от обычных боевых машин. Для управления машиной в воздухе использовались рули и элероны, как и в обычном планере. Из-за слишком большого веса такого «планера» пришлось разрабатывать системы аэродинамической компенсации, что реализовалось в виде дополнительных крыльев. Все приспособления, которые использовались для реализации полета, сбрасывались пилотом после посадки машины с помощью специальных приспособлений. Выходить наружу не было потребности, да и возможности выйти собственно не было, ведь танк после посадки попадал непосредственно на поле боя. Длинна планера «КТ Т-60» составляла 12 метров при размахе крыльев в 18 метров. При этом всем машина весила 7.8 тонны (5.8 т — сам танк, 2 т — непосредственно планер).

Основной проблемой создания машины стало то, что предельная скорость танка «Т-60» составляла 45 км/ч. Скорость при посадке танка должна была составлять не менее 110 км/ч. Испытания «КТ Т-60», которые начались в августе 1942 года, ставили перед собой главным заданием узнать, сможет ли ходовая система танка выдержать посадочную скорость. Испытания тогда прошли успешно, и уже через месяц произошел первый полет «КТ Т-60». Этот полет сложно назвать успешным. Несмотря на предельную работу двигателей самолета-буксировщика «ТБ-3», была достигнута высота лишь в сорок метров, чего было явно недостаточно. Увеличение скорости взлета до максимальной возможной — 140 км/ч — также не дало положительных результатов. Мало того, этот взлет чуть не закончился трагедией. Самолет начал терять высоту, вследствие чего пилот самолета Еремеев решил отцепить танк. Водитель танка-планера Анохин сумел успешно совершить посадку машины на локальном аэродроме. Здесь также не обошлось без неприятных неожиданностей. Руководитель аэродрома не был предупрежден о проведении испытаний летающего танка, и поднял тревогу. Анохина задержали, но ненадолго. Таким образом было завершено первое испытание летающего танка «КТ Т-60», которое стало и последним. В системе «КТ» нашли слишком много недостатков, и больше работы над этим проектом не велись.

На современном этапе развития военной техники потребность в летающем танке практически исчезла, так как современные боевые машины и сами способны развивать скорость свыше 100 км/ч. А засечь локатором летающую конструкцию даже проще, чем обычный сухопутный танк. Поэтому разработки танка с крыльями прекратились и вряд ли когда-либо продолжатся.

Хотя американские конструкторы пытались создать что-то похожее. В середине семидесятых годов в Америке совершенно секретно проводилась разработка и тестирование летающего бронетранспортера. Это были времена «холодной войны» Соединенных Штатов с Советским Союзом, поэтому обе страны пытались обновить свое вооружение. Но попытка американцев также закончилась полным крахом.

[ad#ad-inner]

4 комментариев

4 Comments

  1. Stalin

    2008-05-31 at 14:23

    на чертежах «крылатый танк» выглядит как-то совсем неправдоподобно. такое ощущение, что центр тяжести смещен влево (если смотреть по чертежу), а планер выглядит чуть ли не картонным. тем не менее, раз этот вид оружие применялся, значит, советские конструкторы умели делать технику.

  2. Wunder

    2008-08-01 at 16:07

    » Из-за незначительной скорости передвижения сухопутных танков, их успевали засечь радарами и подготовиться к обороне.»

    — потрясающий бред, просто потрясающий. а пехоту тоже радаром, наверное?

  3. Андрей

    2008-09-16 at 11:30

    Да, хотелось бы высказаться. Вопрос, почему до сих пор в оборонной промышленности не используют технологии, известные с прошлого столетия? Я понимаю, что государству и олигархам выгодно продвигать на рынок ДВС вместо электродвигателей, (как это делают во всем мире — гибридные приводы в автомобилях), задирать цены на электроэнергию, совершенно не обосновано, поднимать комунальные платежи, тормозить развитие научных разработок, замораживать. Да, голодным народом проще управлять, так считали коммунисты, или евреи так хотели уничтожить Россию, Но в оборонку то можно было вкладывать мозги, а не играть в догонялки со штатами? Почему работы Тэслы игнорируются? Почему в авиационной технике не используются эффекты полостных структур, или об этом в школе не проходили, потому никто и не знает?? А сколько лет уже изучаются технологии сбитых тарелок? Не пора ли от тупиковых направлений переходить на новый уровень технологий, пора уже начать заботится о людях свой страны, защищать от подонков вроде Саакашвили и Буша, пора накормить свой народ, и не ядовитыми ножками буша, что говорить, многие из вышестояших видят разницу между социальным и моральным уровнем жизни жителя Германии, и нами, простыми Россиянами. Россия должна встать с колен, вопрос, как, коррупция, бандитизм так вросло в структуру государственного аппарата, эти продажные суды, милиция, гаи — поборщики, налоговая, — процветает только грязь- мало украл — в тюрьму, много украл — на выборы в мерию, это что творится в стране?

    • tor21

      2009-01-13 at 18:04

      Я полностью согласен с Андреем! Полностью! Но есть не сколько важных НО…. да электродвигатели намного эфективние бензиновых, по огроммному количеству соображений. А если вся экономика мира -держится на нефти, это как своими руками планету в кризис загнать? Не забываем и о нефтяных компаниях , ОНИ не спят! А сколько надо ресурсов , чтоб на электрику … ну машины перевести? Это сродни революции!!!!!

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше