Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (Проект 658 (658М))

Постановление правительства о разработке атомной подводной лодки проекта 658 принято 25 августа 1956 года. Подводные лодки предназначались для нанесения ударов баллистическими ракетами Р-13 по наземным объектам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах дальности полета ракеты.

Всего по проекту 658 было построено 8 подводных лодок. Все они строились на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в г. Северодвинске.

Создание первых атомных подводных ракетоносцев, в сочетании с введением в строй дизель-электрических ракетных ПЛ проекта 629, позволило в короткий срок заложить основы подводной составляющей стратегической ядерной триады страны.

В 1958 году было решено приступить к разработке проекта 658М, предусматривающего переоснащение лодки более перспективными ракетами с подводным стартом. Правительственное постановление о создании нового ракетного комплекса Д-4 вышло 20 марта 1958 г.

За создание подводных лодок проекта 658М в 1965 г. были удостоены Ленинской премии — главный конструктор С.Н. Ковалев, его заместители И.Д. Спасский и Я.С. Темкин, главный конструктор по корпусной части А.П. Правдинский.

Две первые подводные лодки проекта 658 вступили в состав Северного флота и в 1960–1961 гг. были направлены на базу Западная Лица, где вместе с торпедными АПЛ проекта 627А образовали бригаду. В январе 1962 г. на основе этой бригады была развернута 1-я флотилия подводных лодок, состоящая из двух дивизий — 3-й (лодки пр. 627А) и 31-й (ПЛАРБ 658-го проекта). В 1964 году дивизия атомных ракетоносцев была переведена в Гаджиево (губа Сайда, база Ягельная) в состав 12-й эскадры, впоследствии преобразованной в 3-ю флотилию атомных подводных лодок. Появление в составе советского флота первых атомных ракетоносцев, разумеется, не осталось незамеченным для американской военно-морской разведки. В 1963 и 1968 гг. лодки К-178 и К-55 были переведены на ТОФ, где несли боевую службу в составе 45-й дивизии атомных подводных лодок, базирующейся на Камчатке.

Служба ПЛАРБ проекта 658М продолжалась до 1988–1991 гг.

ПЛ «К-19» (»КС-19»)

12.11.1960 г. подписан Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. 06.1961 г. Вошла в состав Северного флота. Вместе с однотипными К-33 и К-55 вошла в состав отдельной бригады подводных лодок Северного флота, впоследствии ставшей базовой для формирования первой краснознаменной флотилии атомных подводных лодок.

03.07.1961 г. В 04.00 утра в подводном положении произошла авария правого реактора, была сброшена защита. ПЛ всплыла в надводное положение и продолжила движение при работе ГТЗА ЛБ. Через 30–40 минут появилась и начала быстро расти гамма-активность. В результате разгерметизации первого контура радиационная обстановка резко ухудшилась, радиоактивность распространилась по всем отсекам. Для предотвращения угрозы расплавления ядерного топлива и возможного взрыва необходимо было смонтировать нештатную систему аварийного охлаждения реактора. Члены экипажа смонтировали систему аварийной водяной проливки, оба реактора были заглушены. Подобная система затем стала штатной и устанавливалась на всех ПЛА. Спасая ПЛ, облучились и погибли 8 человек. В 04.00 утра 04.07.61 г. было принято решение об эвакуации личного состава на дизельную ПЛ. «К-19» была взята на буксир и прибуксирована в базу.

В 1964–1967 лодка совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 41 сутки.

15.11.69 г. В Баренцевом море в подводном положении столкнулась с американской ПЛА «Gato», осмотр показал наличие повреждений в носовой оконечности;

20.10.70–15.04.74 Совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 269 суток.

24.02.72 г. При возвращении с боевого патрулирования в Северной Атлантике, когда до возвращения в базу оставалось 8 дней, в 10.23 на глубине 120 м в IX отсеке возник пожар. В трюм отсека был подан шланг огнегасящей жидкости системы ВПЛ и система приведена в действие, однако, пожар разрастался. Личный состав, кроме расписанных по боевой тревоге, покинул IX отсек. ПЛ всплыла в надводное положение, море 6–9 баллов, ветер 40 м/сек. Из-за задымленности на пульте управления ГЭУ была сброшена аварийная защита обоих реакторов и пульт оставлен операторами. В Х отсеке оказались отрезанными 12 человек, которые находились там в изоляции с 24.02 по 18.03.72 г. Единственная помощь, которую они получали — это воздух среднего давления, подаваемый им по дифферентной системе. В спасении аварийной «К-19» приняли участие 27 кораблей и судов. Силами спасательного отряда проведена эвакуация 52 членов экипажа по канатной дороге и 32 — вертолетом с БПК «Вице-адмирал Дрозд», на 23-и сутки выведено 12 человек из Х отсека, неоднократно передавалось спасательное имущество, ВВД и продувались ЦГБ со спасательных судов «СБ-38» и СС «Бештау» из положения «в дрейфе», «на ходу» и «при швартовке», осуществлена буксировка ПЛ на расстояние 2160 миль буксирами «СБ-38» и «Стерегущий» и СС «Бештау» и «Агажен».

02.04.72 г. Буксировка была завершена и ПЛ ошвартовалась в базе. В результате аварии погибли на «К-19» 28 человек и 2 человека на кораблях-спасателях (крейсер «Александр Невский» и плавбаза «Магомет Гаджиев»). Выгорели V, VIII и IX отсеки.

После ремонта 5.11.72 г. «К-19» была сдана флоту и снова вышла на боевую службу.

В 1988 г. возбуждено ходатайство перед ГШ ВМФ и ГТУ ВМФ о выводе ПЛ из боевого состава и в 1990 г. лодка выведена из состава ВМФ в резерв.

Всего с момента постройки «К-19» прошла 332396 миль за 20223 ходовых часа.

ПЛ «К-16»

28.12.1961 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и в 1962 г. лодка вошла в состав Северного флота.

В 1987 г. лодка выведена из состава ВМФ и в 1988 г. передана в ОФИ.

Всего с момента постройки «К-16» прошла 208352 миль за 25770 ходовых часов.

ПЛ «К-33» (»К-54»)

24.12.1960 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и в 1961 г. лодка вошла в состав Северного флота.

В 1961 г. лодка отрабатывала задачи БП, сделала 6 выходов, пройдя под водой 9611 миль и над водой 2235 миль.

В 1967 г. лодка первой выполнила залп полным боекомплектом из 3-х БР Р-29.

В 1987 г. лодка переведена в резерв 2 категории, 16.09.1987 г. выведена из состава ВМФ и в 1988 г. передана в ОФИ.

Всего с момента постройки «К-33» («К-54») прошла 131918 миль за 19349 ходовых часов.

ПЛ «К-55»

27.12.1960 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и в 1961 г. лодка вошла в состав Северного флота.

В 1961 г. совершила 6 походов, пройдя под водой 12524 мили и над водой 1117 миль. Особенно интенсивным был поход с 23.06 по 13.07, когда впервые было осуществлено плавание в подводном положении без всплытия в течении около 20 суток.

25.06.68–06.09.68 г. Скрытно перешла подо льдом на Тихоокеанский флот, пройдя подо льдом 1735 миль за 128 часов. Командовал переходом командир эскадры ПЛ Северного флота контр-адмирал В.Г. Кичев. После прибытия на ТОФ (Чукотское море) ПЛ без захода в базу вышла на БС в Тихий океан, что было осуществлено впервые.

В 1989 г. лодка выведена из состава ВМФ. Всего с момента постройки «К-55» прошла 142989 миль за 21670 ходовых часов.

ПЛ «К-40»

27.12.1961 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и лодка в 1962 г. вошла в состав Северного флота;

В 1963–1966 г. Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 77 суток, в том числе с 14.03 по 17.04.64 г. по плану «Ограда» в Норвежское море и Северную Атлантику.

25.06.66–28.12.67 выполнена модернизация по проекту 658М.

В 1987 г. выведена из состава ВМФ.

Всего с момента постройки «К-40» прошла 181877 миль за 23576 ходовых часов.

ПЛ «К-145»

23.10.1962 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и лодка в 1962 г. вошла в состав Северного флота.

12.1965–1970 г. лодка находилась в текущем ремонте с заменой парогенераторов и переоборудованием по проекту 701.

В 1989 г. выведена из состава ВМФ. Всего с момента постройки «К-145» прошла 83170 миль за 11796 ходовых часов.

ПЛ «К-149»

27.10.1962 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и в 1962 г. лодка вошла в состав Северного флота.

11.1964–12.1965 г. находилась в среднем ремонте. Выполнена модернизация по проекту 658М.

В 1991 г. выведена из состава ВМФ. Всего с момента постройки «К-149» прошла 176978 миль за 20730 ходовых часов.

ПЛ «К-178»

08.12.1962 г. Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний и лодка в 1963 г. Вошла в состав Северного флота.

14–30.09.1963 г. совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский флот подо льдами. Всего пройдено 4411 миль за 374 часа, из них в подводном положении 3460 миль за 286 часов, в том числе подо льдами 1617 миль за 136 часов, в надводном положении 951 милю за 88 часов, в том числе во льдах 155 миль за 22 часа. 10 ледовых маневров, из них 2 всплытия в битом льду, 6 всплытий в полыньях и 2 приледнения. Командовал переходом командир ПЛ капитан 1 ранга А.П. Михайловский. За образцовое выполнение задания и проявленные при этом мужество и отвагу указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.02.64 г. капитану 1 ранга А.П. Михайловскому присвоено Звание Героя Советского Союза, а члены экипажа награждены высокими правительственными наградами;

06.1965–12.1967 г. Выполнена модернизация по проекту 658М.

В 1990 г. выведена из состава ВМФ. Всего с момента постройки «К-178» прошла 137109 миль за 18186 ходовых часов.

Тактико-технические характеристики Проект 658 (658М)
Водоизмещение надводное, м. куб. 4039
Водоизмещение подводное, м. куб. 5300
Длина, м 114,0
Ширина, м 9,2
Осадка, м 7,68
Главная энергетическая установка мощьностью, л.с 35000
Скорость в надводном положении, узлов 15
Скорость в подводном положении, узлов 26
Глубина погружения предельная, м 300
Автономность, суток 50
Экипаж, чел. 104

Вооружение ракетное: 658 – 3 БР Р-13 комплекса Д-2, 658М – 3 БР Р-21 комплекса Д-4
Вооружение торпедное: НТА 533мм — 4 шт., НТА 400мм — 2 шт (4), КТА 400мм — 2 шт (4).



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

6 комментариев

6 Comments

  1. submarina

    2012-03-07 at 21:52

    Я родом из Молдовы. Служил в Гремихе (мурманская область) на АПЛ К-54 спец трюмным (6-ой отсек) с 1985 по 1988 г. От всей души хочу приветствовать весь свой родной экипаж, всех помню, люблю, обнимаю…буду счастлив если кто-то откликнется!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    • забалканский александр

      2013-10-22 at 20:27

      Западная Лица.1981-1984.БЧ-5.2 дивизион.К-40.Привет братишки!!!

      • Сергй

        2015-07-26 at 10:21

        Всех моряков-подводников — первооткрывателей «гидрокосмоса», поздравляю с Днем ВМФ России. Мой отец -Феликс Александрович Митрофанов был первым командиром К-16, а СПК у него был Евгений Чернов, доктор Анатолий Попков.

    • Андрей

      2016-01-16 at 00:52

      Привет!!! Я Ефанов Андрей служил на К54 злектриком.Призыв 1984-1987г вместе с Ашастовым Ильей, Евсюковым Сашей, Долгих Колей, Пирктиньш Арнисом.Тебя я помню,но не помню как тебя
      зовут.С Ашастовым Ильей видимся часто,живем не далеко друг от друга в москве.Про кого из
      экипажа что нибудь знаешь? ПИШИ!!! Очень буду рад если ты прочтешь это и откликнешься
      ЖДУ ОТВЕТ ПИШИ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  2. Валентин Антонов

    2014-07-27 at 09:50

    1970-72г к-33 5отс. реф.-моторист. Поздравляю Всех подводников с Праздником ВМФ!!!

    • Николай

      2015-08-16 at 19:45

      Реф и моторист, разные специальности. Ст.к-ды електриков К-33 (1966-77гг) м-н Кириллов Николай. Помниш? Реф-Марьян моторист Дульский

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше