Атомная подводная лодка (Проект 671РТМ) «Щука»

Бурное развитие науки, техники и промышленности создали предпосылки для более радикального совершенствования многоцелевых подводных лодок, Резко ужесточились требования к шумности АПЛ, появились более совершенные виды оружия (противолодочные ракетоторпеды, мины, а позже стратегические ракеты, стартующие из ТА). Быстро менялась элементная база и сами электронные комплексы вооружения (штурманское, гидроакустическое) и боевая информационно-управляющая система, радиосвязь. Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ проектов 945 и 971, в СССР была предпринята весьма успешная попытка «выжать» максимально возможное из конструкции лодок проектов 671 и 671РТ. В связи с этим СПМБМ «Малахит» во главе с его начальником — главным конструктором Г.Н. Чернышевым была создана еще одна модификация АПЛ 671 с новейшим радиоэлектронным вооружением, получившая индекс 671РТМ. В основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр «Щука») легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения — мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационной и управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически проект 671РТМ, так же как и ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ, «плавно перешел» из второго в третье поколение атомоходов.

Титановый обтекатель заменили неметаллическим. Эта работа проводилась с участием ЦНИИ «Океанприбор» (Е.Л. Шендеров), ЦНИИ им.академика А.Н. Крылова (Б. П. Григорьев, М.К. Лерри и Н.А. Писковитина), ЦНИИТС (Н.Г. Сударева). В ЦНИИ «Океанприбор» (директор и главный конструктор В.В. Громковский, главный инженер Д.Д. Миронов) был создан акустический комплекс «СКАТ-КС». После тщательных проработок бюро было принято решение установить на подводную лодку БИУС «Омнибус», созданную НПО «Агат» (директор А.А. Мошков, главный инженер Я.А. Хетагуров, главный конструктор А.И. Троян). Устаревший навигационный комплекс «Сигма» заменили новейшим комплексом «Медведица» (НПО «Азимут», директор и главный конструктор В. Г. Пешехонов).

В июле 1974 г. совместным решением МСП и ВМФ технический проект был утвержден. Сразу было оговорено, что сдача головной АПЛ пр.671РТМ будет производиться без комплексов «СКАТ-КС», БИУС «Омнибус-РТМ» и «Медведица-РТМ». Это решение оказалось совершенно правильным, так как впоследствии эти комплексы дорабатывались в течение трех лет после сдачи головного корабля.

Большой вклад в установку комплексов «СКАТ-КС», «Омнибус» и «Медведица», комплексов радиосвязи «Молния-Л» и «Цунами-БМ» внесли сотрудники бюро под руководством главных конструкторов по электрооборудованию В.П. Горячева и впоследствии С.П. Каткова. Размещение на АПЛ пр. 671 РТМ перспективных радиэлектронных средств значительно улучшило характеристики многоцелевых АПЛ II поколения и по технической оснащенности приблизило их к АПЛ III поколения. Отработка уникальных комплексов «Омнибус», «Скат» и «Медведица» обеспечила впоследствии установку их на подводные лодки III поколения (АПЛ пр. 945, 949 и 941). Гидроакустический комплекс «Скат» (Главным конструктором официально был назначен Громковский В.В., но фактически ГК был первый заместитель ГК Паперно А.И., Идин В.Б. был зам. ГК по комплексным вопросам) обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазонах частот. Комплекс позволял обнаруживать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеуказания торпедному оружию.

По своим возможностям комплекс «Скат» втрое превосходил ГАК предшествующего поколения и вплотную приближался к американским комплексам (хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характеристикам). Максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были применены бортовые приемники шумов, работающие в пассивном режиме, а также протяженная буксируемая инфразвуковая антенна, в свернутом виде размещавшаяся в специальном бульбообразном контейнере, расположенном над вертикальным оперением лодки.

Навигационный комплекс «Медведица-671РТМ» обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в другие корабельные системы. Боевая информационная управляющая система «Омнибус» производила автоматизированный сбор, обработку и наглядное отображение информации, обеспечивающей принятия решений на маневрирование, боевое использование оружия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой. Корабль был оснащен новым автоматизированным комплексом связи «Молния-Л» с системой космической связи «Цунами-Б», а также специальным разведывательным комплексом.

Автономность АПЛ увеличилась до 80 сут, а водоизмещение (по сравнению с АПЛ пр. 671 РТ) — на 400 м3 и составило 4750 м3, наибольшая длина достигла 107,1 м. К разработке рабочих чертежей (а они создавались параллельно для двух заводов — ЛАО и завода им. Ленинского комсомола) бюро приступило до окончания технического проекта в соответствии с совместным решением МСП и ВМФ от 14 ноября 1973 г. Головная АПЛ пр.671 РТМ была заложена на стапелях ЛАО 7 мая 1976 г.

Освоение на флотах подводных лодок проекта 671РТМ несколько затянулось. Причина этого заключалась в недоведенности БИУС «Омнибус»: до середины 80-х гг. система была не способна в полной мере решать возложенные на нее задачи. На кораблях ранней постройки «Омнибус» приходилось доводить уже в ходе эксплуатации лодок, что существенно ограничивало их боевые возможности. Уже в процессе постройки серии было решено перейти от семилопастного гребного винта к менее «шумной» схеме «тандем» (два соосных четырехлопастных гребных винта противоположного вращения), что привело к удлинению лодки на 1 м.

Большое количество мероприятий было проведено на АПЛ пр. 671РТМ для того, чтобы шумность этого корабля была не больше, чем американских многоцелевых атомных подводных лодок типа «Los Angeles». Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности АПЛ за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (т. н. «отключение фундаментов»), акустической развязке механизмов и конструкций. На лодке появились выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами. От лодки к лодке снижался показатель шумности, и только прекращение финансирования в период перестройки не позволило бюро до конца решить эту задачу. Она была решена уже на АПЛ следующего поколения пр.971).

Одним из важнейших элементов вооружения модернизированного атомохода должен был стать противолодочный ракетный комплекс «Шквал», разработка которого началась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1960 г. «Идеологами» нового комплекса явились ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н. Е. Жуковского (ныне ГосНИЦ ЦАГИ), в частности академик Г. В. Логвинович. Непосредственную разработку оружия осуществляло НИИ-24 (ныне ГНПО «Регион») под руководством главного конструктора И. Л. Меркулова (в дальнейшем его сменил В. Р. Серов, а завершил работу Е. Д. Раков). В состав комплекса «Шквал» входила сверхскоростная подводная ракета, развивающая 200 узлов (при дальности хода 11 км). Это достигалось использованием двигателя, работающего на гидрореагирующем топливе, а также за счет движения снаряда в газовой каверне, обеспечивающей минимизацию гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посредством инерциальной системы, не чувствительной к помехам. Первые пуски подводной ракеты были выполнены на озере Иссык-Куль в 1964 г., а 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с ракетой М-5 был принят на вооружение ВМФ. Следует заметить, что аналогов этому высокоэффективному комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, попавшей в пределы его досягаемости, за рубежом не существует и в настоящее время.

Вооружение АЛЛ проекта 671РТМ включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с боекомплектом, состоящим из 18 боеприпасов калибром 533-мм (торпеды 53–65К или СЭТ-65, подводные ракеты М-5 и ракето-торпеды 81Р), а также шести сверхмощных дальноходных торпед 65–76 калибром 650 мм. Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа «Голец» и средства гидроакустического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74 «Корунд-2»).

Кроме того, АПЛ могла нести специальные диверсионные управляемые снаряды «Сирена» и другие средства «спецназначения», многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 г. в ОКБ им. Н. И. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться (?, транспортироваться прим. автора) из 533-миллиметрового торпедного аппарата погруженной подводной лодки.

Размещение нового вооружения и оборудования, а также реализация дополнительных мер по снижению акустической сигнатуры корабля потребовало врезки цилиндрической вставки в корпус лодки в районе 2-го отсека. В результате длина прочного корпуса увеличилась на 4,2 м, несколько возросло водоизмещение и уменьшилась максимальная скорость подводного хода.

Конструкторы усилили ограждение рубки и легкий корпус, что обеспечило АПЛ более безопасное всплытие во льдах. Главная энергетическая установка лодки (31000 л.с.) была фактически аналогична ГЭУАПЛ проектов 671РТ и 671: два водо-водяных реактора типа ВМ-4, ГТЗА-615, один винт на 290 оборотов, два вспомогательных электродвигателя мощностью по 375 л.с.

Однако наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия — стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты «Гранат» с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристикам КР «Гранат» фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-миллиметровых торпедных аппаратов. После АПЛ К-254, на которой производилась отработка комплекса, крылатыми ракетами были оснащены шесть кораблей (проект 671РТМК, с комплексом вооружения, дополненным КР). В течение среднего ремонта еще два корабля (К-502 и К-524) были модернизированы по этому проекту. Внешне корабли проекта 671РТМК, практически не отличались от предшественников, отличия коснулись внутреннего расположения оборудования и приборов управления стрельбой

На кораблях пр. 671РТМ внедрялись различные мероприятия по снижению шумности (включая замену гребного семилопастного винта на два четырехлопастных гребных винта, установленных по схеме «тандем») с целью привести ее к уровню американских ПЛА типа Los Angeles. Однако из-за прекращения финансирования работ эту задачу полностью решить не удалось.

АПЛ пр. 671РТМ строились самой большой серией. На Адмиралтейском заводе (директор В.Л. Александров) и заводе им. Ленинского комсомола (директор Ю.3. Кучмин) было построено 26 подводных лодок (по 13 на каждом заводе) этого проекта. Причина такого долголетия серии АПЛ пр.671 заключается в правильно выбранной концепции, позволившей при большой мощности АЭУ, соблюдении строгих архитектурных форм, продуманном размещении механизмов и оборудования обеспечить кораблям хорошие маневренные и мореходные качества. За весь длинный цикл жизни проект не утратил главных преимуществ перед подводными лодками вероятного противника: в скорости, глубине погружения, современном торпедном и ракетном оружии и, конечно, надежности.

Вот уже 30 лет служат эти подводные лодки отечеству, и за весь период эксплуатации флот не потерял ни одного корабля этой серии. Сотни автономных плаваний провели эти корабли на всех морских театрах от северных до южных широт.

Пожалуй, одними из самых ярких фрагментов в биографии кораблей проекта 671РТМ стало участие в крупномасштабных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных в Атлантике силами 33-й дивизии и в значительной мере поколебавшими уверенность «потенциального противника» — США — в возможности своего военно-морского флота решать противолодочные задачи.

Корабли проекта 671РТМ и 671РТМК участвовали в решении не только военных, но и сугубо мирных задач. Так, «Даниил Московский» (капитан 1 ранга П. И. Литвин), после обеспечения ракетных пусков тяжелого подводного крейсера ТК-20 из района Северного полюса, доставил в конце августа 1995 г. в полярный порт Харасавэй, закрытый льдами для прохода надводных судов, 10 т сахара и муки.

Командование ВМФ и большинство личного состава высоко оценивают эти корабли. Огромная заслуга в этом принадлежит генеральному конструктору Г. Н. Черышеву — Герою Социалистического Труда, лауреату Государственных премий, заслуженному конструктору Российской Федерации, доктору технических наук, почетному академику Санкт-Петербургской инженерной академии (с 1984 г. после того, как Георгий Николаевич сосредоточился на проектировании и строительстве АПЛ пр. 971 , главным конструктором серии подводных лодок пр. 671, 671РТ и 671РТМ коллегией МСП был назначен Р.А. Шмаков). За создание этого проекта и его модернизацию многие сотрудники бюро, завода и контрагентских организаций были награждены орденами и медалями. Заместитель главного конструктора В.А. Собакин и строитель заказа В.С. Бешелев стали лауреатами Государственной премии. Главный конструктор проекта Р. А. Шмаков, главный инженер бюро В.А. Остапенко, главный конструктор по электрооборудованию О.А. Зуев-Носов, заместитель главного конструктора О.А. Алешков, начальник отдела вооружения В. Ф. Николаев, заместитель главного инженера завода В.И. Водянов и главный строитель С.П. Зеленский получили премии правительства РФ в области науки и техники.

В 1992 году (09.08.91?) АПЛ проекта 671РТМ и 671РТМК были переклассифицированы из крейсерских в большие атомные подводные лодки 1 ранга.

В середине 90-х гг. проекта 671РТМ стали постепенно покидать строй. 31 июля из состава ТОФ были исключены К-247, К-492 и К-412, совершившие в общей сложности 12, 10 и 6 автономных походов. После пожара в турбинном отсеке, произошедшего в 1994 г., в строй так и не вернулась К-305, перейдя в состав технического резерва. Затем вывод (1998–2001) кораблей из состава ВМФ ускорился.

По мнению аналитиков, часть лодок этого проекта, скорее всего, доживет до 2010 г. Можно предположить, что эти АПЛ подвергнутся модернизации, направленной на снижение их шумности, усиление вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования. Впрочем, объемы этих работ будут зависеть от того, в какой степени правительству удастся профинансировать ВМФ.

К-138, Б-138 «Обнинск»
10 марта 1987 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
7 декабря 1988 года заложена на Адмиралтейском ССЗ как КрПЛ.
5 августа 1989 года спущена на воду.
Осень 1989 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
30 декабря 1990 года вошла в строй.
28 февраля 1991 года включена в состав КСФ.
В 1991, 1993 и 1995 годах завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке.
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ. переименована в Б-138.
По состоянию на 2001 год находилась в боевом строю.

К-254, Б-254
16 марта 1976 года зачислена в списки кораблей ВМФ как БПЛ.
24 сентября 1977 года заложена на Адмиралтейском ССЗ.
25 июля 1977 года отнесена к подклассу КрПЛ.
6 сентября 1979 года спущена на воду.
В октябре 1979 года С подготовленными помещениями и фундаментами для установки оборудования комплекса РК-55 (дл КР «Гранат») пришла в Северодвинск на сдаточную базу ЛАО «Дубрава».
30 декабря 1979 года вошла в строй. после окончания Государственных испытаний перешла к месту постоянного базирования, где продолжались работы по дооборудованию комплекса РК-55.
12 января 1980 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДПЛ (?) 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу.
Летом 1980 года переведена в Северодвинск на базу ЛАО «Дубрава» для выполнения основных монтажных работ по комплексу РК-55.
Летом 1981 года окончание работ по дооборудованию под комплекс РК-55 (проект 671РТМК).
В июле 1981 года комплексные и стыковочные испытания аппаратуры комплекса РК-55 и корабельных систем с ракетой 3М-10В2.
29 июля 1981 года утверждение акта готовности к первому пуску ракеты 3М-10В2.
30 ноября 1981 года первый пуск ракеты 3М-10В2.
21 июля 1982 года первый пуск по программе Государственных испытаний.
В августе-декабре 1982 года выходы на испытания неоднократно откладывались из-за технических неполадок.
15 декабря 1982 года после окончания стыковочных испытаний корабельной системы управления стрельбой и обеспечивающих систем с ракетой 3М-10В5 перебазирована в Североморск.
В декабре 1982 года перешла к месту постоянного базирования.
В январе 1983 года перешла в Североморск.
В январе-марте 1983 года проведение наладочных работ и стыковочных испытаний.
30 марта 1983 года подписание акта готовности к пуску ракеты 3М-10В5.
8 апреля 1983 года первый пуск ракеты 3М-10В5 по программе завершающего этапа испытаний.
15 апреля 1983 года второй пуск ракеты 3М-10В5 по программе завершающего этапа испытаний.
23 августа 1983 года ракетные пуски из Баренцева Моря. Завершение Государственных испытаний. Ракетный комплекс РК-55 был принят на вооружение в 1984 г..
В марте-июне 1987 года участвовала (?) в операции «Атрина».
В 80-х годах перечислена в состав 33 ДПЛ (?) 1 ФлПЛ с базированием в губу Нерпичья.
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ. переименована в Б-254.
В 90-х годах перечислена в состав 7 ДПЛ (?) 1 ФлПЛ.
20 июля 1993 года поставлена в средний ремонт на СРЗ №10 (г. Полярный).
30 мая 1998 года из-за отсутствия финансирования исключена из боевого состава флота, передана ОРВИ для утилизации и в бухте Пала (г. Полярный) поставили на отстой.

К-264, Б-264
21 мая 1981 года зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ.
29 июля 1983 года заложена в цехе ССЗ им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре.
8 июня 1984 года спущена на воду.
26 октября 1984 года вошла в строй.
7 декабря 1984 года включена в состав КТОФ.
16 сентября 1985 года В Японском море в течении почти трех часов выполняла маневры для вытеснения АПЛ типа «Лос-Анжелес» из полигона, где проводились испытания новой ПЛ. выполнила 48 «восмерок» на встречных курсах. Прекратила маневрирование после всплытие АПЛ США.
28 апреля 1992 года переименована в Б-264.
28 апреля 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ.

К-305, Б-305
23 января 1979 года зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ.
27 июля 1980 года заложена в цехе ССЗ им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре.
17 мая 1981 года спущена на воду.
30 сентября 1981 года вошла в строй.
23 ноября 1981 года включена в состав КТОФ.
В 1986 году завоевала приз ГК ВМФ по ракетной стрельбе по морской цели (в составе ТГ) и приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.
В 1990 году завоевала приз ГК ВМФ по ракетной стрельбе по морской цели (в составе ТГ).
28 апреля 1992 года переименована в Б-305.
28 апреля 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ.
В августе 1994 года из-за попадания воды на щит АТГ правого борта произошло короткое замыкание, вызвавшее пожар в турбинном отсеке. Пожар был потушен, ПЛ востановлена.
весна 1995 года поход на БС. По возвращении в базу выведена в техрезерв.
В июле 1996 года участвовала в параде на день ВМФ на рейде Владивостока.
30 мая 1998 года исключена из боевого состава флота, передана в ОРВИ для демонтажа и утилизации и в бухте Крашенинникова (г. Вилючинск) поставлена на прикол.

К-388, Б-388, «Снежногорск»
7 марта 1986 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
8 мая 1987 года заложена на ЛАО в Ленинграде как КрПЛ.
3 июня 1988 года спущена на воду.
июнь 1988 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
30 ноября 1988 года вошла в строй.
1 марта 1989 года включена в состав КСФ, вошла в состав 33(?) ДПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу.
5–22 июня 1991 года участвовала в поисковой противолодочной операции СФ в Северо-восточной Атлантике и Норвежском море.
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ. переименована в Б-388.
В 1994 году завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке.
18 декабря 1995 года — 27 ноября 1996 года На СРЗ-10 в губе Пала прошла средний ремонт.
1998 год завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке.
В 2000 году получила наименование «Снежногорск» (есть данные о переименовании в «Сосновый Бор»).

К-414, Б-414, «Даниил Московский»
4 марта 1988 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
1 декабря 1989 года заложена на Адмиралтейском ССЗ как КрПЛ.
31 августа 1990 года спущена на воду.
В 1990 году переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
30 декабря 1990 года вошла в строй.
14 марта 1991 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную лицу.
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ. переименована в Б-414.
В 1993 году осуществила БС в районах Арктики и Северной Атлантики.
В 1994 году перечислена в состав 7 ДиПЛ 1 ФлПЛ.
В июле 1994 года Совместно с АПКСН К-18 совершила групповой арктический поход, всплыв в географической точке Северного Полюса, за что командир ПЛ к.1р. С.В. Кузьмин был удостоин звания Героя Российской Федерации.
25 августа 1995 года В некоторых источниках указано, что ПЛ обеспечивала ракетные пуски из района Северного Полюса с ТАПКСН ТК-20, хотя по другим данным это была ПЛБ-448.
В сентябре 1995 года доставила 10 т продовольствия в поселок Хасаравай в Карском море (по другим данным это была Б-448).
По состоянию на 2003 год находилась в боевом строю.

К-448, Б-448, «Тамбов»
20 февраля 1989 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
31 января 1991 года заложена на Адмиралтейском ССЗ как КрПЛ.
17 октября 1991 года спущена на воду.
Весной 1992 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ. переименована в Б-448.
24 сентября 1992 года вошла в строй.
5 февраля 1993 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Видяево.
25 марта 1995 года получила наименование «Тамбов».
В 1999 году завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке.
С момента вступления в строй совершила 4 БС.

К-492, Б-492
2 февраля 1977 года зачислена в списки кораблей ВМФ как БПЛ.
25 июля 1977 года отнесена к подклассу КрПЛ.
23 февраля 1978 года заложена в цехе ССЗ им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре.
28 июня 1979 года спущена на воду.
30 декабря 1979 года вошла в строй.
12 января 1980 года включена в состав КТОФ.
В 1980–1996 годах совершила 10 боевых служб.
28 апреля 1992 года переименована в Б-492.
28 апреля 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ.
31 июля 1996 года исключена из боевого состава флота, передана в ОРВИ для демонтажа и утилизации и в бухте Крашенинникова (г. Вилючинск) поставлена на прикол.

К-502, Б-502 «Волгоград»
2 февраля 1977 года зачислена в списки кораблей ВМФ как БПЛ.
23 июля 1979 года заложена на Адмиралтейском ССЗ (ЛАО) в Ленинграде.
25 июля 1977 года отнесена к подклассу КрПЛ.
17 августа 1980 года спущена на воду.
В октябре 1980 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для достройки и испытаний.
31 декабря 1980 года вошла в строй.
24 января 1981 года включена в состав КСФ, вошла в состав 6 ДПЛ 1 ФлПЛ с базированием на Западную Лицу.
29 мая — 1 июля 1985 года участвовала в операции «Апорт» совместно с другимм ПЛ СФ. Действовала к северу от Ньюфаундлендской банки.
В 1985 и 1997 годах завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке.
22 мая 1982 года перечислена в состав 33 ДПЛ 1 ФлПЛ с базированием в губу Нерпичья(?).
10 августа 1988 года — 19 марта 1992 года На СРЗ «Нерпа» прошла модернизацию по проекту 671РТМК и средний (капитальный ?) ремонт.
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ. переименована в Б-502.
В 1994 году завоевала приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).
В 90-х годах переведена в состав 7 ДиПЛ (?) 1 ФлПЛ.
21 марта 1999 года переименована в «Волгоград».
В 2000 году исключена из боевого состава ВМФ и передана в ОРВИ для утилизации и в губе Западная Лица поставлена на отстой.
В 2002 году отбуксирована в губу Ура.
В феврале 2003 года находилась в губе Ура (г. Видяево).

К-524, «60 лет шефства ВЛКСМ», Б-524, «Западная Лица»
10 сентября 1975 года зачислена в списки кораблей ВМФ как БПЛ.
7 мая 1976 года заложена на стапеле ЛАО в Ленинграде.
25 июля 1977 года отнесена к подклассу КрПЛ.
31 июля 1977 года спущена на воду.
В августе 1977 года переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний.
28 декабря 1977 года вошла в строй.
17 февраля 1978 года включена в состав КСФ.
В 1981 году перечислена в состав 6-й ДиПЛ 1 ФлПЛ КСФ.
В 1981 году совершила БС в Арктике. Весь период БС ПЛ провела под паковыми льдами. За 60 суток плавания — 64 приледнения. осуществила всплытие на Северном полюсе, стрельбу боевыми торпедами подо льдом с последующим поиском образовавшейся полыньи и всплытия в ней.
16 мая 1982 года награждена Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».
22 мая 1982 года перечислена в состав 33-ю ДиПЛ 1 ФлПЛ КСФ.
11 октября 1982 года получила почетное наименование «60 лет шефства ВЛКСМ».
В 1984 году завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке.
В августе — октябре 1985 года совершила БС. Прошла из Северного Ледовитого океана в Атлантику в подводном положении через проливы между Гренландией и островами Канадского архипелага. В море Баффина ПЛ скрытно прорвала систему ПЛО АУГ и условно атаковала авианосец «America». поход продолжался 80 суток, 54 из них — подо льдами на глубинах свыше 150 м. За этот поход, командир ПЛ к. 1р. В.В. Протопопов был удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1986 году завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке.
В марте — июне 1987 года участвовала в операции «Атрина».
15 февраля 1992 года переименована в Б-524.
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ.
18 апреля 1996 года переименована в «Западная Лица».
В 1997 году завоевала приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.
В 2002 году исключена из боевого состава флота, передана в ОРВИ для утилизации и в бухте Малая Лопатка поставлена на отстой. В конце ПЛ отбуксирована в губу Ура.

Тактико-технические характеристики Проект 671РТМ и 671РТМК «Щука»
Водоизмещение надводное, м. куб. 4900
Водоизмещение подводное, м. куб. 6280
Длина, м 106,1
Ширина, м 10,6
Осадка, м 7,5
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 144
Скорость в надводном положении, узлов 10
Скорость в подводном положении, узлов 30
Глубина погружения рабочая, м 320
Глубина погружения предельная, м 400
Запас плавучести, проценты 28
Автономность, суток 80
Экипаж, чел. 94

Вооружение ракетное: тип ракетного комплекса «Гранат», тип КРСН РК-55, вид старта подводный из 533-мм ТА, тип ПЗРК «Стрела-3М», количество контейнеров для хранения ЗР 1, боекомплект ЗР — 6.
Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм 2 х 650, боезапас (тип) торпед 6 (65–73 или 65–76), количество и калибр ТА, мм 4 х 533, боезапас (тип) торпед и ПЛУР — 18 (торпеды 53–65К и СЭТ-65 или ПЛУР 83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», или М5 ПЛРК «Шквал»), приборы управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ», система подготовки ТА «Кальмар».
Радиоэлектронное: БИУС «Омнибус», КСУС «Акация», НК «Медведица-РТМ», КСС «Молния-Л», Система СС «Цунами-БМ», ГАК «Скат-КС» (МГК-500) или «Скат-2М» (МГК-500), РЛК «Каскад» (МРК-500) с приставкой «Корма» (МРК-57), СОРС «Залив-П» (МРП-21А), ТК МТ-70–10, Перископ ПЗНГ-10.



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше