Атомная подводная лодка (Проект 971) «Щука-Б»

Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок 3-го поколения в июле 1976 г. было принято решение создать на базе «Горьковского» проекта 945 новую, более дешевую АПЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали. Поэтому разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр «Щука-Б», велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. Главный конструктор Г.Н.Чернышов, главный наблюдающий ВМФ капитан 2 ранга И.П.Богаченко.

Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКБ «Малахит», было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой 2-го поколения, снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива СКБ (где в начале 70-х годов разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

По своей конструкции лодка является двухкорпусной, одновальной, с «лимузинным» ограждением выдвижных устройств и с высоким кормовым оперением, на котором размещен обтекатель для буксируемой антенны. Легкий корпус покрыт противогидроакустическим резиновым покрытием. Прочный корпус стальной, выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2 и поделён на 6 отсеков и румпельное отделение. При строительстве лодки использовался блочный метод. Оборудование монтировалось в амортизированных блоках и после сборки задвигалось внутрь прочного корпуса и подсоединялось там к кабелям и трубопроводам бортовых систем. Амортизация блоков вела к уменьшению акустического поля корабля, кроме того, такая блочная конструкция существенно облегчала монтаж оборудования. На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. В итоге лодка стала самой малошумной в отечественном флоте. Усилия создателей корабля увенчались успехом, по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог — многоцелевую АПЛ 3-го поколения «Лос-Анджелес».

Технический проект «Щуки-Б» был утвержден 13 сентября 1977 г. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью «подтянуть» технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках 3-го поколения (тип «Лос-Анджелес») был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой «вводной», обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами «Гранат».

В ходе доработки, завершившейся в 1980 г., лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет.

В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре — главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта). Все основное оборудование и боевые посты размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля.

За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 33 офицера), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671 РТМ на новом корабле несколько улучшены и условия обитаемости.

АЭУ состоит из одного реактора водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б, мощностью 190 мВт (в книге Апалькова Ю.В. говорится о том, что таким реактором была оборудована только К-284, а на всех остальных ПЛ серии установлен реактор ОК-9ВМ) с четырьмя парогенераторами и паровой одновальной блочной паротурбинной установки с широким резервированием состава механизации. Мощность около 50.000 л.с. Два турбогенератора переменного тока. В качестве источника постоянного тока имеются две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя. В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии. На борту корабля имеется дизель-генератор (два ДГ-300 ?) с обратимым преобразователем на 800 л.с. (2 х 750 л.с. ?) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного — для общекорабельных потребителей. В качестве движителя используется семилопастной винт постоянного шага с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Есть два подруливающих устройства с гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 300 (410 ?) л. с., обеспечивающие движение со скоростью до 5 узлов и служащие для маневрирования.

АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения.

Вооружение состоит из четырёх 533мм ТА и четырёх 650мм ТА, с традиционным для отечественных ПЛ носовым двухрядным расположением в верхней по высоте носовой оконечности. Под торпедными аппаратами находится выгородка с антенной ГАК. Боекомплект торпед — 40 единиц. Возможна стрельба торпедами, крылатыми ракетами «Гранат», подводными ракетами и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад» и «Ветер»), а также самотранспортирующимися минами. Часть боекомплекта может заменяться минами, постановка которых также осуществляется через ТА. Вооружение позволяет эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.

В 90-х годах на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная «НИИ морской теплотехники» и ГНПП «Регион». Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде УЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К. Новая торпеда предназначена для поражения подводных лодок и надводных кораблей противника. Мощная тепловая энергетическая установка и значительный запас топлива обеспечивают ей большой диапазон глубин хода, а также возможность поражения высокоскоростных целей на больших дистанциях. Аксиально-поршневой двигатель на унитарном топливе и малошумный водометный движитель позволяют УГСТ развивать скорость более 50 узлов. Движитель без редуктора напрямую связан с двигателем, что, наряду с другими мерами, позволило значительно увеличить скрытность применения торпеды.

На УГСТ использованы двухплоскостные рули, выдвигающиеся за обводы торпеды после выхода ее из трубы ТА. Комбинированная акустическая аппаратура самонаведения имеет режимы локации подводной цели и поиска надводного корабля по его кильватерному следу. Имеется система проводного телеуправления (длина торпедной катушки — 25 км). Комплекс бортовых процессоров обеспечивает надежное управление всеми системами торпеды при поиске и поражении цели. Оригинальным решением является наличие в системе наведения алгоритма «Планшет», моделирующего на борту торпеды тактическую картину в момент стрельбы, наложенную на цифровую картину акватории (глубины, рельеф дна, фарватеры). После выстрела данные обновляются с борта корабля-носителя. Современные алгоритмы придают торпеде свойства системы с искусственным интеллектом, что позволяет, в частности, использовать одновременно несколько торпед по одной или нескольким целям в сложной мишенной обстановке и при активном противодействии противника.

Длина торпеды УГСТ — 7,2 м, масса — 2200 кг, масса взрывчатого вещества — 200 кг, глубина хода — до 500 м, скорость хода — более 50 уз., дальность стрельбы — до 50 км.

Продолжается совершенствование и ракето-торпед, входящих в состав вооружения АПЛ 971-го проекта. В настоящее время они комплектуются новой второй ступенью, представляющей собой подводную ракету АПР-ЗМ (калибр 355 мм, масса 450 кг, масса БЧ 76 кг) с гидроакустической системой самонаведения, имеющей радиус захвата 2 км. Использование закона наведения с адаптивным углом упреждения позволило сместить центр группировки попаданий ракеты к середине подводной цели, поражая ее в прочный корпус. На торпеде использован регулируемый турбо-водометный двигатель на смесевом высококалорийном топливе, обеспечивающий АПР-ЗМ высокую скорость сближения с целью, затрудняющей применение противником средств гидроакустического противодействия. Скорость подводного хода ракеты — 18-30 м/с, глубина поражения цели — до 800 м, вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 м — 0,9.

В то же время на основании Cоветско-американских договоренностей 1989 года из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением — ракето-торпеды «Шквал» и «Водопад» с СБП, а также КР типа «Гранат».

РЭВ включает в себя ГАК МГК-540 «Скат-3» с цифровой системой обработки информации, в состав которого входят — носовая антенна, две бортовых антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении. Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках второго поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели. Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника). На корабле установлены навигационный комплекс «Симфония-У»,комплекс радиосвязи «Молния-МЦ» с системой космической связи «Цунами» и буксируемой антенной.

Головная лодка К-284 была заложена на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Уже в процессе его испытаний было выявлено достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12-15 дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой «тихой» отечественной лодки предшествующего поколения — 671 РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения.

Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. По классификации НАТО пр.971 получил шифр «Akula». Лодки северодвинской постройки (начиная с «Леопард»), а также последние из построенных на заводе в Комсомольске-на-Амуре (начиная с «Морж») получили шифр «Improved Akula». По сравнению со своими предшественниками они имели повышенную акустическую скрытность. Начиная с АПЛ К-157, при сохранении внешних обводов, лодка имеет изменённую конструкцию прочного корпуса (имеют вставку длиной несколько метров для установки нового оборудования) и внутреннего оборудования. Она получила обозначение «Akula-II» (в некоторых отечественных источниках упоминается как проект 971М. Последняя из построенных ПЛ — К-335, имеет несколько отличающийся силуэт и измененную форму обтекателя гондолы УПВ ГПБА ГАК, очевидно поэтому в некоторых изданиях она получила обозначение «Akula-III». Также на АПЛ в сторону улучшения характеристик изменен состав оборудования.

Начиная с К-263, на ПЛ устанавливается СОКС, а с К-391 — в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети.

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают ПЛ проекта 971 возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.

В случае вооруженного конфликта каждая лодка 971-го проекта способна создать угрозу и сковать значительную группировку сил противника, не допуская нанесения ударов по Российской территории.

По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре «Будущее стратегических ядерных сил России-дискуссия и аргументы» (Долгопрудный, 1995 год), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа «Лос Анджелес» с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе мирового океана обнаружить ПЛ гидроакустическими средствами практически невозможно.

Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. «Барсы» могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Скрытные, а потому недосягаемые для противника, АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.

Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: «Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ 3-го поколения продемонстрировало, что Советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось». Спустя несколько лет, в 1994 году, стало известно, что этот разрыв устранен полностью. По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 уз. шумность лодок типа Improved Акulа, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой Российской лодкой состоялся весной 1995 года у восточного побережья США..

Но не надо забывать, что Improved Los Angeles — пройденный этап. Есть суперсовременные АПЛ типа Seawolf. На смену этому кораблю идёт менее дорогая, но ещё более совершенная лодка — Virginia. Головной корабль серии из 30 крейсеров поступит на вооружение американских ВМС в 2006 году.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы. Задел по 4 ПЛ, которые были сняты с постройки, хранится на ССЗ. Планируется к использованию при постройке АПКР проекта 955. Две АПЛ (зав. №518 и 519) находятся в достройке на ССЗ им. Ленинского комсомола.

ПЛ «К-317» («Пантера»)
10.03.1987 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
10.10.1990 г. По ходатайству экипажа капитана 2 ранга Михальчука В.В., при содействии Совета ветеранов-подводников, приказом ГК ВМФ СССР в память о подлодке, открывшей в 1919 году боевой счет советских подводников, присвоено наименование «Пантера».
14.03.1991 г. включена в состав КСФ. вошла в состав 24 Дивизии 3 Флотилии ПЛ СФ (бухта Ягельная).
05-22.06.1991 г. участвовала в поисковой противолодочной операции СФ в Северо-Восточной Атлантике.
03.06.1992 г. отнесена к подклассу АКрПЛ.
1993 г. завоевала приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.
06.09.2000 г. Уведена на буксире СС «Николай Чикер» в Северодвинск для ремонта.
2002 г. Находится в ремонте.

К-154, «Тигр»
10 сентября 1989 года заложена в цехе ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске как АБПЛ.
31 января 1991 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
24 июля 1991 года получила наименование «Тигр».
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АКрПЛ.
26 июня 1993 года спущена на воду.
29 декабря 1993 года вошла в строй.
21 января 1994 года включена в состав КСФ, вошла в состав 24 ДПЛ 3 ФлПЛ с базированием на Гаджиево.
В 1995 и 1996 годах завоевала приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.
В 1998-2002 годах прошла поддерживающий ремонт на СМП.
До 2002 года выполнила 2 БС.
По состоянию на 2003 год находилась в боевом составе ВМФ.

К-157, «Вепрь»
13 июля 1990 года заложена в цехе ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске как АБПЛ.
27 января 1992 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АКрПЛ.
6 апреля 1993 года получила наименование «Вепрь».
10 декабря 1994 года спущена на воду.
29 июня 1995 года начало заводских испытаний.
3 ноября 1995 года окончание Государственных испытаний.
25 ноября 1995 года вошла в строй.
10 декабря 1995 года при была в пункт постоянного базирования — Гаджиево.
29 декабря 1995 года включена в состав КСФ, вошла в состав 24 ДПЛ 3 ФлПЛ с базированием на Гаджиево.
11 сентября 1998 года на ПЛ произошло чрезвычайное происшествие, когда матрос Кузьминых хладнокровно убил 8 сослуживцев (все матросы) и ранил офицера (на пирсе, дежурного по живучести соединения ПЛ), после чего забаррикодировался в носовом отсеке. Через 23 часа после начала инцидента специальные подразделения ФСБ и Северного флота провели спецоперацию, в результате которой матрос был убит. Мать и брат матроса, священник и психолог безуспешно пытались до этого заставить его сдаться. В ответ на уговоры матрос пригрозил взорвать одну из ракет в отсеке, где он забаррикадировался.
С декабря 1998 года по февраль 1999 года выполняла задачи по предназначению (старший на борту — командир 24 ДПЛ к. 1 р. Буриличев А.В.).
В апреле 1999 года в ходе КШУ по переводу сил соединения в высшие степени готовности корабль проверялся Военной инспекцией Совета Безопасности РФ. Оценка «отлично».
В сентябре-октябре 1999 года расширенные акустические испытания в Белом море.
В 1999 году завоевала приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.
До 2002 года выполнила 1 БС и 1 поисковую операцию.
По состоянию на 2003 год находилась в боевом составе ВМФ.

К-295, «Дракон», «Самара»
1 апреля 1990 года зачислена в списки кораблей ВМФ как АБПЛ.
28 апреля 1992 года отнесена к подклассу АКрПЛ.
7 ноября 1993 года заложена в цехе ОАО «Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре.
5 августа 1994 года спущена на воду.
17 июля 1995 года подписан акт государственной комиссии (председатель госкомиссии — к.1р. Копьев А.Ф.). вошла в строй ВМФ.
29 декабря 1995 года включена в состав КТОФ.
29 декабря 1995 года получила наименование «Дракон».
4 декабря 1997 года унаследовала гвардейский Андреевский флаг от АБПЛ К-133 проекта 627А.
30 августа 1999 года получила наименование «Самара».
По состоянию на 2003 год находилась в боевом строю.

К-328, «Леопард»
26 октября 1988 года заложена в цехе ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске как АБПЛ.
15 января 1990 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
24 января 1991 года получила наименование «Леопард».
29 апреля 1991 года Унаследовала Краснознаменный Военно-морской флаг от АПЛ К-181 (проект 627А).
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АКрПЛ.
28 июня 1992 года спущена на воду.
30 декабря 1992 года вошла в строй.
5 февраля 1993 года включена в состав КСФ, вошла в состав 24 ДПЛ 3 ФлПЛ с базированием на Гаджиево.
В 1994 году завоевала приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.
9 января 1999 года командир ПЛ к.1р. Справцев С.В. за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, удостоен звания Героя Российской Федерации.
По состоянию на 2002 год находилась в боевом составе ВМФ, за все время службы выполнила 4 БС.

К-335, «Гепард»
23 сентября 1991 года заложена в цехе ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске.
22 февраля 1993 года зачислена в списки кораблей ВМФ как АКрПЛ.
22 февраля 1993 года получила наименование «Гепард».
4 декабря 1997 года унаследовала Гвардейский флаг от АБПЛ К-22 (проект 675МКВ).
17 сентября 1999 года спущена на воду.
20 июля 2001 года Завершены госиспытания.
4 декабря 2001 года поднят флаг.
5 декабря 2001 года вошла в строй
В 2002 году включена в состав КСФ, вошла в состав 24 ДПЛ 3 ФлПЛ с базированием на Гаджиево.
По состоянию на 2003 год находится в боевом составе ВМФ.

К-391, «Кит», «Братск»
3 марта 1984 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
23 февраля 1988 года заложена в цехе ССЗ им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре как АБПЛ.
14 апреля 1989 года спущена на воду.
29 декабря 1989 года вошла в строй.
28 февраля 1990 года включена в состав КТОФ.
28 апреля 1992 года отнесена к подклассу АКрПЛ.
13 апреля 1993 года получила наименование «Кит».
1 сентября 1997 года получила наименование «Братск».
По состоянию на 2003 год находилась в боевом строю.

К-461, «Волк»
14 ноября 1987 года заложена в цехе ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске как АБПЛ.
20 февраля 1989 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
11 июня 1991 года спущена на воду.
25 июня 1991 года получила наименование «Волк».
29 декабря 1991 года вошла в строй.
11 февраля 1992 года включена в состав КСФ, вошла в состав 24 ДПЛ 3 ФлПЛ с базированием на Гаджиево.
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АКрПЛ.
Весной 1993 года участвовала в поисковой операции.
В ноябре 1993 года – январе 1994 года выполнила БС.
С декабря 1995 года по февраль 1996 года выполнила БС в Средиземном море. По итогам БС командир ПЛ Буриличев А.В. удостоен звания Героя Российской Федерации.
С 1993 по 1996 год выполнила еще 1 БС.
29 января 2000 года при отработке задач в полигоне боевой подготовки погибли два офицера — старший помощник и командир БЧ-3. Моряки устраняли неисправность, возникшую на подводной лодке, когда их накрыла мощная волна. В условиях сильного шторма спасти тонущих людей оказалось невозможным.
По состоянию на 2002 год находилась в боевом составе ВМФ.

К-480, «Барс», «Ак Барс»
3 марта 1984 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
22 февраля 1985 года заложена в цехе ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске как АБПЛ.
16 апреля 1988 года спущена на воду.
29 декабря 1988 года вошла в строй.
1 марта 1989 года включена в состав КСФ, вошла в состав 24 ДПЛ 3 ФлПЛ с базированием на Гаджиево.
6 апреля 1990 года совершила глубоководное погружение на предельную глубину.
24 июля 1990 года получила наименование «Барс».
3 июня 1992 года отнесена к подклассу АКрПЛ.
13 октября 1997 года получила наименование «Ак Барс».
В 1998 году исключена из боевого состава ВМФ, передана ОРВИ на долговременное хранение и поставлена на отстой в Гаджиево.

Тактико-технические характеристики Проект 971 «Щука-Б»
Водоизмещение надводное, м. куб. 8140
Водоизмещение подводное, м. куб. 10500
Длина, м 110,3
Ширина, м 13,6
Осадка, м 9,68
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 190
Скорость в надводном положении, узлов 10
Скорость в подводном положении, узлов 33
Глубина погружения рабочая, м 480
Глубина погружения предельная, м 600
Автономность по запасам провизии, суток 73
Экипаж, чел. 100

Вооружение ракетное: тип ракетного комплекса — «Гранат», тип КРСН — РК-55, вид старта — подводный, из 533-мм ТА, тип ПЗРК — «Стрела-ЗМ», кол-во конт. для хранения ЗР — 3, боекомплект ЗР — 18.
Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм — 4 х 650, боезапас (тип) торпед
— 12 (торпеды 65-76 или ПЛУР 86Р и 88Р ПЛРК «Ветер»), количество и калибр ТА, мм — 4 х 533, боезапас (тип) торпед и ПЛУР — 28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», или М5 ПЛРК «Шквал») система подготовки ТА — «Гринда»
Вооружение радиоэлектронное: БИУС — «Омнибус», НК — «Симфония», КСС — «Молния-МЦ», система СС — «Цунами-БМ», ГАК — «Скат-3» (МГК-540), РЛК — «Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59), ТК — МТК-110, перископ ТК — «Сигнал-3», командирский перископ — «Лебедь-11» или «Лебедь-21».



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

2 комментариев

2 Comments

  1. Андрей

    2009-08-05 at 11:37

    Первая ПЛ 971 пр. принятая флотом К-480

  2. Старый подводник

    2013-02-20 at 17:52

    Слабая у нас электронная энциклопедия, кто что вспомнил, то и написали. Есть и другие пл данного проекта, (419, 263 …) почему не указаны?

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше