Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами Проект П-611

Разработка комплекса крылатых ракет ангарного хранения велось КБ, возглавляемым Г.М. Бериевым. Одна из лодок проекта 611 (Б-64) была переоборудована на заводе №402 (ныне ЦАС РФ «Севмашпредприятие», г. Северодвинск) в ракетную ПЛ с целью проведения в морских условиях отработки старта и полета самолета снаряда (С-С) комплекса «П-10», а также для проверки в действии навигационного комплекса, обеспечивающего определение местонахождения ПЛ и вывод ее в заданную точку для осуществления ракетной стрельбы. Проект П-611 был создан в ЦКБ-18 под руководством П.П. Пустынцева. Максимальная дальность стрельбы С-С «П-10» составляла 600 км, высота полета — 200-400 м.

Для размещения на ПЛ С-С в диаметральной плоскости корабля за ограждением рубки был установлен цилиндрический контейнер, рассчитанный на предельную глубину погружения ПЛ. Приборы управления стрельбой размещались в торпедном (носовом) отсеке вместо запасных торпед и их стеллажей. Астронавигационный перископ «Лира» был установлен на месте зенитного перископа. При переоборудовании было снято артиллерийское вооружение, уменьшены запасы топлива, пресной воды и пр. Стартовое устройство С-С состояло из промежуточной и стартовых рам. Перед стартом находившийся на тележке С-С транспортировался из ангара на стартовую раму. При этом автоматически после выхода С-С из контейнера раскрывались консоли крыла. С помощью гидромеханизмов стартовая рама с установленным на ней С-С поднималась на угол 20,5° к горизонту. Старт С-С осуществлялся по ходу ПЛ, поверх ограждения рубки.

Проведенные комплексные испытания ракетного оружия показали, что ракетный контейнер обеспечивает надежное хранение С-С независимо от глубины погружения ПЛ (вплоть до предельной). Отмечена надежная работа механизмов, систем и устройств, обеспечивающих предстартовую подготовку и пуск С-С. В ходе испытаний было осуществлено четыре пуска С-С, два из которых оказались неудачными (С-С упали в море после старта), но это было не связано с конструкцией и работой стартовых устройств. Не было отмечено вредного воздействия газовых струй маршевого и стартового двигателей С-С на конструкции ПЛ, а также воздействия шума, возникающего при работе ракетных двигателей, на личный состав, находившийся в прочном корпусе.

После завершения первого этапа испытаний, они были прекращены в связи с успешными испытаниями другого ракетного комплекса «П-5», которые проводились на опытной ПЛ проекта П-613. После чего ПЛ проекта П-611 была восстановлена в первоначальное состояние — торпедную ПЛ проекта 611.

Б-64, Б-864, УТС-364
15 мая 1952 года заложена по проекту 611 на заводе № 196 (г. Ленинград).
29 ноября 1952 года спущена на воду.
30 декабря 1954 года вступила в строй.
В 1957 году была переоборудована на заводе №402 (ныне ЦАС РФ «Севмашпредприятие», г. Северодвинск) в ракетную ПЛ (проект П611).
В 1957 году участвовала в комплексных испытаниях ракетного оружия, совершила четыре пуска.
В 1958 году переоборудована обратно в торпедную лодку (по проекту 611).
Модернизирована по проекту 611Р.
3 сентября 1974 года выведена из боевого состава ВМФ. За время службы переименовывалась в Б-864 и УТС-364.

Тактико-технические характеристики Проект П-611
Водоизмещение полное, т 1883
Длина, м 90,5
Ширина, м 7,5
Осадка, м 5,2
3 дизельных двигателя общей мощностью, л.с. 6000
Автономность, суток 65
Экипаж, чел. 72

Вооружение ракетное: с-с «П-10» — 1 шт.
Вооружение торпедное: НТА — 6 шт., КТА — 4 шт.



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

Комментировать

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше